Что увидел корреспондент "СОЮЗа", вглядываясь в снимок из 1976-го

Мастерски сыграл фотограф на контрасте: красавица-блондинка на фоне огромного черного колеса. Девушка улыбается, в руках табличка - "знак качества".

Мы публиковали этот снимок в "СОЮЗе" за 3 ноября. В 1976-м, когда он был сделан, заполучить такой знак стремились все предприятия СССР. Покрышки Белорусского шинного комбината были удостоены столь высокой чести. Что и демонстрировала героиня снимка -  инженер по нормированию комбината Валентина Кругаль. Где она сейчас, как сложилась судьба? Увы, как ни старалась корреспондент "СОЮЗа", отыскать ее не удалось, где-то мы разминулись во времени.  И все же повезло: в Могилеве живет и здравствует фотожурналист, благодаря черно-белому снимку которого посетители выставки "Главные кадры" в Москве могут вернуться сегодня в далекие 70-е.  Вспомнить молодость, а, возможно, и первую любовь... Во всяком случае, по словам автора снимка - одного из основоположников белорусской репортажной фотографии Николая Желудовича - в эту его героиню были влюблены многие.

Этой осенью Николаю Желудовичу - в прошлом фотокорреспонденту ТАСС и БЕЛТА, чьи снимки 30 лет украшали передовицы центральных газет СССР, исполнилось 90 лет. На лавочке он, предаваясь воспоминаниям, не сидит, по-прежнему бодр, осваивает компьютер. Надо, говорит, "перевести в цифру" весь свой черно-белый фотоархив. А это - более 10 тысяч негативов! Среди многочисленных работ, занесенных в золотой фонд белорусской фотографии, находим ту самую, выставленную в Москве: "Белорусская ССР. 24 мая 1976 года. Инженер по нормированию Валентина Кругаль. Фотохроника ТАСС. Желудович".  В 76-м году Белорусский шинный комбинат был преобразован в Бобруйское производственное объединение "Бобруйскшина". Построенный в 1972-м (в разработке проекта задания принимали участие 16 организаций из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Днепропетровска и Харькова), он развивался очень динамично. В 1973 году собрана первая шина, в 1975-м - уже миллионная.

Перебирая негативы, Николай Сергеевич вспоминает:

- Сегодня это - "Белшина" - одно из крупнейших в Европе предприятий подобного профиля,  имеющее свои торговые дома во многих городах России, других странах. А тогда оно было молодое. Как и его коллектив. Однако покрышки выпускало знатные - для многотонных МАЗов, а чуть позже - и для 75- и 120-тонных БЕЛАЗов. Чтобы подчеркнуть размер такого колеса, удостоенного высшей награды - знака качества, я придумал серию снимков. Изначально решил, что центральной фигурой будет не колесо, а человек. Помещу его в большой резиновый круг, рядом положу колесико от обычных "Жигулей" - для контраста. Оставалось только найти подходящую "натуру". И я ее обнаружил в одном их цехов. Такую девушку нельзя было не заметить, она  прямо просилась в кадр: как говорится, спортсменка, активистка, комсомолка, наконец, просто красавица. И на удивление фотогенична. На других  объектив наведешь, тут же "деревенеют", тушуются. А Валентина Юльевна - так звали мою модель - была очень естественна. У нас с первого дубля работа пошла.

Валентина Кругаль в то время трудилась на шинном комбинате инженером по нормированию. Николай Сергеевич это точно помнит. Но, на всякий случай, решает сверить данные - все 30 лет, что работал фотокором ТАСС-БЕЛТА, мотаясь по необъятным просторам СССР, он возил с собой обычные общие тетрадки в клеточку, в которые скрупулезно записывал дату, место съемки и имена главных героев. Вспоминает: 

- Когда Валин снимок появился в газете, "Бобруйскшину" буквально засыпали письмами. Конверты летели со всего Союза. Кавалеры, мечтавшие покорить сердце Валентины, не знали, что красавица уже замужем. И что супруг, кстати, очень ревнует жену к внезапно обрушившейся на нее популярности. Так, во всяком случае, мне рассказывали. Вообще мои фотографии не раз коренным образом  меняли судьбы людей. Влюблялся человек в газетный портрет, находил "оригинал", признавался в любви - и создавались семьи...

Что и говорить, умел Желудович выбрать нужный ракурс, увековечить нужное мгновение... Вот серия черно-белых снимков с Чукотки, где он служил в армии: упряжка с лайками, колоритные оленеводы, сам Желудович в кругу друзей. Признается: именно там, на Чукотке, он и влюбился в фотоаппарат - старый военный "ФЭД". А вскоре понял: эта любовь взаимна: "Фотоаппарат подарил мне увлекательную работу, возможность общаться с удивительными  людьми". Среди героев его публикаций немало знаменитостей: председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, первый секретарь ЦК Компартии БССР Петр Машеров, прославленный пианист Святослав Рихтер, народная певица Людмила Зыкина, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан, знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев... Показывая снимки, сделанные в бытность Союза на "Могилевхимволокно", Николай Сергеевич  рассказывает занятный случай:

- На заводе мне надо было отснять Косыгина и Машерова. Это оказалось непросто. Охрана близко к ним не подпускала, а тут еще первый секретарь Могилевского обкома партии Криулин на меня зашипел, дескать, вечно ты, фотокор, под ногами путаешься. Что делать? Я невысокий, всего 165 сантиметров, а Машеров и Косыгин "прячутся" от моей камеры в толпе. И тут мне на глаза попалась тележка. Вскарабкался на нее, сделал-таки несколько удачных кадров. А когда собрался слезть, осознал, - тележка вдруг покатилась по цеху следом за делегатами. Поворачиваюсь, и чуть не падаю от удивления: ее толкает за Косыгиным сам Машеров, и улыбается мне: "Снимай! Снимай!"

Невероятно, но стоит Николаю Сергеевичу взять в руки снимок, сделанный 20 и даже 50 лет назад, как перед ним будто оживает тот самый день:

- Это маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, на счету которого 62 сбитых вражеских самолета, Иван Кожедуб сажает на проспекте Мира, у гостиницы "Могилев", каштан. Дерево живо и сейчас. Я три дня сопровождал маршала повсюду на всесоюзном турслете. Потрясающий человек: мужественный, открытый, искренний, добрый. А какой красавец был - от его улыбки дамы голову теряли! Вот каким героем должны гордиться украинцы! Снимать его было легко и приятно - всегда с улыбкой, в приподнятом настроении...

Создать настроение Желудович может и сам. Он уверен: фотокор должен уметь раскрепостить человека. Судя по снимкам, у Николая Сергеевича это получалось мастерски. На  одном из снимков, облетевшем разные газеты страны, он - с тяжелоатлетом, который выиграл чемпионат мира среди юниоров:

- В тот день я пришел к нему на тренировку. Кружу вокруг, прикидываю, как поинтереснее чемпиона "подать". Он же на улице упражняется, без штанги. А вокруг ребята - молодые, дурачатся. Вдруг один юниор этого силача ущипнул, и тот схватил его одной рукой, поднял в воздух: "Прыгай!" Кадр я поймать не успел, расстроился. А штангист, заметив это, точно также схватил меня. Моему коллеге Геннадию Семенову только и оставалось, что щелкать затвором фотоаппарата. Тот снимок так и подписали: "Лучшая точка съемки фоторепортера Желудовича".

Впрочем, мэтр белорусской репортажной фотографии, больше любит рассказывать о тех, кто был по ту сторону объектива от него. Показывая очередное фото, просит:

- Обязательно его опубликуйте. Это - моряки легендарного крейсера "Аврора", впоследствии участвовавшие в ликвидации Ставки Верховного главнокомандующего   в Могилеве. Я отыскал их спустя много лет после тех событий, привез в город, организовал экскурсию на троих. У меня тогда был мотоцикл с коляской, на нем и колесили...

Яркие эмоции, яркие события, яркие личности... Желудовичу есть кому оставить свой бесценный фотоархив - его сын тоже работал в БЕЛТА, а внук Николай и сегодня трудится телеоператором - в Москве. 

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться