Океан тих, солнечные лучи отражаются от воды и плавятся в собственном сиянии. Дневная стрельба в Луанде смещается в ночь. Ангола - новая независимая страна Африки. Политическая ориентация - СССР. Бои, революции сменяются послереволюционным хаосом. Невозможно купить мыло, белье, зубную пасту. Исчезли спички. На юге страны, на дорогах саванны люди выходят из джунглей, из лесов, возвращаются к прежним местам жизни после свирепых боев. Идут вдоль океанского побережья с пожитками, и в руках многих даже днем зажженные лучины. Их зажигают одну от другой. Так сохраняют пламя до привала. ХХ век.
В один из дней я попадаю в "Асму" - предприятие по ремонту оружия. Пропыленные, раскаленные от зноя гигантские "студебеккеры" свозят оружие с мест недавних боев. Записываю в блокнот: 40 мм нарезные гранатометы "М-70" (США), пулеметы "Мадсен" (Дания), "Бреда" (Италия), "Машингевер" (Германия), НК-21 (Англия), автоматические винтовки "FN-3" (Бельгия), автоматы "ВР" (Португалия), "МАТ" (Франция), "Митра" (Италия). Два фиолетовых от загара ангольца с заглушками в ушах пристреливают пулеметы и автоматы после ремонта. Бригадир Карлуш предлагает попробовать. Пробую. Тридцать минут. Час. Палю по барьеру. Глохну.
Шатаясь, отхожу от ржавых ворот "Асмы". Иду к ожидающей меня машине. Пот заливает глаза. 48 градусов жары. Утираюсь носовым платком. Платок - розовый. Сукровица из правого уха. В голове пулеметный пульс. Миную хлебное дерево. Опершись спиною о его ствол, на раскаленной земле сидит одинокая женщина. Ее стоптанные пыльные сандалии видны из-под черной, как сажа, накидки. Накидка укрывает лицо, голову, колени, подтянутые к опущенной на них голове.
...Боль мира.