05.12.2017 00:00
Поделиться

Компании поощряют волонтерство

Корпоративное волонтерство в России переживает вторую волну развития. Около 4 процентов сотрудников крупнейших российских компаний сегодня регулярно участвуют в волонтерских программах. Но, по мнению экспертов, нам нужно стремиться к европейскому и американскому уровню в 15-20 процентов.

Корпоративное волонтерство - это любая волонтерская деятельность сотрудников компании: и личная помощь нуждающимся, и опосредованное участие, например сбор денег. Согласно исследованию Национального совета по корпоративному волонтерству, большинство волонтеров - это люди до 50 лет с высшим образованием, чаще руководители подразделений или специалисты. 69 процентов корпоративных волонтеров - люди со средним доходом. Чаще всего (35 процентов опрошенных) сотрудники участвуют в сборе денег или вещей, и в волонтерских мероприятиях.

Двигатель корпоративного волонтерства в России - это крупный бизнес. "Да, это не миф, а объективная реальность. Крупный бизнес в целом является локомотивом всего нового, это актуально и для социальной деятельности российских компаний. Как отмечают все наши коллеги из других стран, большинство социальных инноваций, которые сейчас работают в сфере благотворительности, корпоративной социальной ответственности, поддержке НКО, социальных предпринимателей, социально-экономическом развитии территорий, так или иначе было или разработано или поддержано крупными российскими компаниями, - говорит Рустам Закиев, директор департамента коммуникационных и социальных проектов РУСАЛ, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству. - У большого бизнеса больше возможностей для разработки и запуска программ корпоративного волонтерства. Это хороший инструмент для вовлечения сотрудников в решение корпоративных задач, повышения лояльности, развития профессиональных компетенций и того, что называется "софт скилз", помимо совместного решения значимых социальных проблем и вызовов".

Малый и средний бизнес, региональные компании также включены в практики корпоративного волонтерства. "Но делают это, скорее, несистемно, стихийно, без партнерства или консультаций с местными некоммерческими организациями. Часто волонтерская, как и благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса носит характер целевой помощи, оказывается поддержка нуждающимся в денежной форме, в виде подарков детям или проведения праздников. Такие мероприятия не несут системного вклада в решение социальной проблемы, на которую они направлены", - говорит Ирина Краснопольская, научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Среди проектов российского бизнеса - программа "Помогать просто" (РУСАЛ ), "360 минут ради Байкала" ("En+ Group"), социальный проект "Свои люди" (Юлмарт) и многие другие. Эксперты считают, что серьезных проблем с организацией благотворительных программ быть не может. Уже есть пионеры, около 40 российских компаний, которые реализуют КВ, а значит, уже есть специалисты, компетенции, технологии, стандарты, которыми бизнес готов делиться.

Три года работает Национальный совет по корпоративному волонтерству, где можно попросить помощи в запуске программы. Это не требует больших средств, многие акции или проекты делаются практически с нулевым бюджетом. "На мой взгляд, главное - это участие в таких проектах руководства компаний. Если директора, первые лица приходят на волонтерские мероприятия своих сотрудников, эти программы в компаниях обречены на успех", - говорит Рустам Закиев.

Волонтерские проекты должны отвечать потребностям и интересам сотрудников, а также потребностям и организационным возможностям благополучателей. Иначе появляются запросы: "Нам нужно провести мероприятие корпоративного волонтерства для 300 сотрудников именно в такую-то субботу и не дальше 30 километров от Москвы". Очевидно, что это будет иметь негативный эффект для благополучателей и для сотрудников. "Проблемой развития КВ является недостаточная развитость исследовательского поля и, следовательно, недостаточность статистических надежных данных о характере, состоянии и эффектах корпоративного волонтерства для всех стейкхолдеров", - говорит Ирина Краснопольская.

У крупного бизнеса больше возможностей для разработки и запуска программ корпоративного волонтерства

Директор по персоналу ГК "Аэроклуб" Анастасия Шкинина рассказывает, что благотворительностью компания занимается с 1995 года, а волонтерство подключили позднее - в 2011 году. Волонтерский опыт начался с поездки в дом малютки в Гусь-Хрустальном и с тех пор активно развивается. Сейчас в компании несколько крупных волонтерских направлений - поездки сотрудников в детдома, помощь ветеранам, донорство крови и субботники.

"Бывали случаи, когда во время участия в каких-то активностях мы понимали, что ресурсы можно было использовать иначе или принести больше пользы. Например, после благотворительной акции для ветеранов на Поклонной горе 9 Мая мы испытали легкое чувство сожаления от осознания того, что для большинства нуждающихся добраться до мест гуляний уже не представляется возможным, - рассказывает Анастасия Шкинина. - Есть также административные препятствия. Непросто наладить регулярное сотрудничество с государственными детскими домами. Многие из них принимают помощь только на праздники. Нам бы хотелось осознанной и постоянной работы. Мы заметили, что далеко не всегда то, что мы считаем помощью, детскими домами расценивается как польза для детей".

Успех благотворительных программ, конечно, зависит от готовности сотрудников к волонтерству. Согласно исследованию НСКВ, 49 процентов респондентов считают для себя оптимальным участвовать в КВ один раз в два-три месяца. 27 процентов готовы участвовать раз в месяц или чаще. Интересно, что, попробовав эту активность, люди охотнее отдаются волонтерской работе в дальнейшем. Из тех, кто выразил готовность участвовать в мероприятиях раз в месяц или чаще, более 80 процентов - люди с опытом корпоративного волонтерства. Свой отказ люди оправдывают нехваткой времени (72 процента). Треть респондентов боится не справиться, не понимают, как приступить к участию в волонтерстве.

Все же ситуация меняется к лучшему каждый день. Об этом говорят цифры. "По итогам 2016 года каждый сотрудник Coca-Cola HBC Россия в среднем потратил 3,3 часа на участие в волонтерских программах, и этот показатель растет каждый год. Увеличивается интерес местных сообществ к нашим инициативам. В прошлом году в социальных и экологических проектах системы Coca-Cola в России приняло участие более 100 тысяч человек. Особенно активна в последнее время молодежь, и мы рады, что прививаем девушкам и юношам дух взаимопомощи и эмпатии", - говорит Алиса Васильева, менеджер по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами компании Coca-Cola HBC Россия.

Другой пример: в первый год запуска проекта новогоднего благотворительного марафона РУСАЛа в 2011 году в нем приняло участие около тысячи сотрудников, в 2017 году марафон стартовал в ноябре, и компания ожидает, что участниками проекта могут стать до 7 тысяч человек.

Или волонтерский проект "360 минут ради Байкала" группы компаний "En+Group". В 2011 году они начинали со 100 волонтеров. В этом году в акциях проекта приняло участие около 100 тысяч человек.

Первые системные волонтерские активности компании EFES Rus стартовали в 2011 году. Речь идет о долгосрочном проекте "Обустроим город вместе!". Это обустройство городских территорий и создание комфортных условий для жизни в регионах присутствия бренда. В 2011 году проект поддержали 130 волонтеров в шести домашних регионах, а в 2017 году число волонтеров превысило тысячу человек.

В нашей стране корпоративное волонтерство - это чаще всего помощь детским домам, детям с ограниченными возможностями здоровья, помощь пожилым людям, пенсионерам и ветеранам, решение экологических проблем. Но, по словам экспертов, наиболее перспективная в ближайшем будущем сфера для КВ - "Pro Bono волонтерство" или профессиональное волонтерство.

Термин "Pro bono" возник в юридической сфере в США и обозначал он прежде всего бесплатную работу представителей именно этой профессии. Профессиональные юристы и сейчас главные драйверы pro bono в мире. Такая помощь требует от профессионала большей ответственности, нежели, например, денежные пожертвования. По данным исследования ФОМ, 77 процентов россиян никогда не получали безвозмездные профессиональные услуги, а 38 процентам доводилось оказывать безвозмездные профессиональные услуги.