Понятно, что накануне новогодних каникул в магазинах дорожают почти все продукты. Только одни - не выходят за рамки инфляции, вторые - даже до нее не дотягивают. А третьи традиционно дешевеют. Рейтинг продуктов питания по росту цен в декабре по просьбе "Российской газеты" составили аналитики компании ФинЭкспертиза. И дали прогноз на предновогодний месяц этого года.
Первое место нам уже известно. Это огурцы, средний рост цен которых за пять лет с ноября по декабрь составил 21 процент. Затем следуют помидоры (14,65 процента), яйца (6,43), картофель (5,16) и на пятом месте - яблоки (2,91 процента).
Повышение цен на овощи носит сезонный характер, напомнили в Национальном плодоовощном союзе. Традиционно на огурцы и помидоры они растут с декабря по начало июня, пока не приходит свежий урожай.
Что касается картофеля, то этот товар относительно недорогой, потому рост цен никак не отразится на покупательском спросе. Вот торговые предприятия и зарабатывают. Даже тогда, когда оптовые цены снижаются, розничная стоимость в торговых сетях может расти. Представители торговли на это отвечают: "Зачем снижать, у нас и по такой цене хорошо покупают", - делится исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков.
С куриным яйцом, сельдью та же история. Вверх цены на ходовой товар толкает спрос.
Расчеты эксперты ФинЭкспертизы вели на основе данных Росстата. Для анализа брали не только продукты для новогоднего стола, но и повседневные, например, сахар (6-е место - 1,99 процента), творог (9-е место - 1,43 процента). У майонеза, кстати, 10-е место с 1,2 процента.
Менее одного процента среднего роста за пять лет в предновогодний месяц набрали колбаса, рыба маринованная, вино, фруктовые соки. А менее полпроцента (0,42 и 0,25) у водки и шампанского российского производства.
Активнее всех, показало исследование, тормозится "водочная предновогодняя инфляция" - в 3,6 раза. И тому есть свои причины. Розничные цены на алкоголь растут каждый год, но не перед Новым годом, а, как правило, в конце января, рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "Цифрра" Вадим Дробиз. Связано это с тем, что государство каждый год повышало ставку акциза, увеличивало минимальную розничную цену. Правда, с 2015 года ставка акциза практически не росла.
"Что касается предновогоднего периода, то в это время на алкоголь все года идут скидки, - продолжает эксперт. - С середины декабря до середины января продается 30 процентов шампанских игристых вин, примерно 20 процентов вина и водки от годовых объемов. Продажи вырастают в разы, повышать цены нет смысла. Торговые предприятия конкурируют за покупателя".
А теперь - внимание! Сейчас вы узнаете единственный товар, который все эти пять лет только дешевел. Это апельсины. В 2016 году они сбросили цену на 10,8 процента. Абсолютный рекорд! Средний показатель за пять лет - минус более двух процентов.
Снижение цен на апельсины связано с высоким предложением, объясняет председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: "Предновогоднее время - это пиковый сезон, когда созревание апельсинов идет по всему миру, товара много, потому цены стабильные либо идут вниз. Традиционными поставщиками таких цитрусовых в Россию являются Турция, Марокко. Это территории, которые находятся относительно близко, поэтому стоимость их продукта получается достаточно низкая".
В то же время играет роль и конкуренция с мандаринами. Снижение цен на один вид цитрусовых влечет снижение цен и на другой. Кстати, в этом году больших поставок мандаринов из Абхазии не ожидается, потому и высокой конкуренции на рынке не будет, отмечает эксперт. В итоге цена на апельсины может и не снизиться.
"Можно прогнозировать, что в нынешнем декабре ситуация будет примерно такая же, - сообщила "РГ"генеральный директор ФинЭкспертизы Нина Козлова. - Экономических предпосылок для взрывного роста цен нет. И даже неурожай огурцов нынешним летом уже отыграл повышение цен ранее".
Об этом, собственно, говорит исследование, обращает внимание эксперт. Если брать статистические данные, то декабрьская инфляция превысила инфляцию в ноябре лишь в 2012 году на 0,02 процента и в 2015 году - на 1,47 процента.
Для борьбы с нелегальным производством правительство утвердило решение провести эксперимент по маркировке табачной продукции. Постановление об этом опубликовано на сайте кабинета министров.
Участие компаний в эксперименте будет добровольным, он продлится с 15 января по 31 декабря 2018 года.
Кроме того, уже в следующем году на бутылку российского вина может быть определена минимальная цена. С такой инициативой выступил депутат Госдумы Константин Бахарев. По его мнению, это поможет покупателям разобраться - какое вино на прилавке натуральное, а какое - "порошковое". И исключить из ассортимента то, чья небольшая цена обусловлена несоблюдением технологии производства.
Введение минимальной цены поможет облагородить рынок, считает Вадим Дробиз.
"Сегодня ведь есть минимальная цена на ликеро-водочные изделия, на коньяк, - говорит он. - Эти цены сыграли свою роль тогда, когда не было системы ЕГАИС. Поэтому главной реперной точкой в смысле легальности бутылки спиртного была именно цена. При этом в рознице до сих пор может находится несертифицированная винодельческая продукция, произведенная из ворованного спирта, ароматизаторов, красителей. Нормальное вино из винограда, изготовленное с соблюдением всех технологий, должно стоить не дешевле 125-130 рублей за бутылку объемом 0,75 литра".
Президент Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян считает, что минимальная планка должна быть выше - 200-250 рублей за бутылку. "Но не это самое главное, - отмечает он. - Многие сегодня делают даже не вино, а винные напитки, некоторые из которых не имеют и винограда в своем составе! И минимальная цена дает возможность разделить винные напитки и натуральное вино как таковое, тем более, что наш винный потребитель в массе своей неискушен и часто голосует кошельком, а не разумом".
Подготовил Тарас Фомченков