05.12.201709:39

Проект бюджета Союзного государства на 2018 год полностью сформирован

О проекте союзного бюджета на 2018 год и новых приоритетах бюджетно-финансовой политики Союзного государства рассказывает начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Ирина Павловская.

Наступил последний месяц года - время подведения итогов и определения планов на будущее. Какова ситуация с бюджетом Союзного государства на 2018 год?

Ирина Павловская: Проект бюджета на 2018 год полностью сформирован. Он согласован всеми заинтересованными министерствами и ведомствами обеих стран. И направлен на заключение в контрольные органы - в Счетную палату РФ и в Комитет госконтроля Беларуси (такая процедура положена по нашему новому порядку). На очередном заседании Совета Министров Союзного государства 8 декабря в Гомеле проект бюджета будет вынесен на одобрение. Затем, спустя месяц, состоится сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, на которой проект будет согласован с учетом всех возможных правок депутатов.

- Как именно союзные парламентарии вносят свои правки в бюджет?

Ирина Павловская: Сессии Парламентского Собрания будут предшествовать заседания профильных депутатских комиссий и согласительной комиссии. На них будет рассмотрен проект бюджета на 2018 год. На этой стадии депутаты могут вносить свои замечания и корректировки. Ну, а после этого предстоят два чтения на сессии Парламентского Собрания. По итогам второго - будет принято решение о согласовании проекта Декрета о бюджете на 2018 год. И он будет направлен на утверждение Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Беларуси.

- Когда это произойдёт?

Ирина Павловская: Дата проведения заседания Высшего Государственного Совета пока не определена. Чтобы обеспечить более рациональное использование бюджетных средств в 2018 году, проект Декрета, скорее всего, мы отправим на утверждение Высшего Госсовета в рабочем порядке. Такая практика уже применялась в прошлом году.

- Объем бюджета в 2018 году остался таким же, как и в текущем?

Ирина Павловская: Нет, он другой. Доходная часть проекта бюджета на 2018 год составляет 6,9 млрд рублей, расходная часть - 4,8 млрд. И профицит - 2 млрд. Доходная часть бюджета возросла за счет остатков бюджетов прошлых лет. А долевые взносы России и Беларуси в союзный бюджет не меняются с 2009 года.

- За эти значительные остатки бюджетов прошлых лет, которые не уменьшаются, бюджетный процесс Союзного государства часто критикуют...

Ирина Павловская:  Да, это наша беда. И не единственная. Дело в том, что хотя формально Постоянный Комитет и выполняет функции финансового органа, по сути, управляют бюджетным процессом, не неся никакой ответственности, финансовые ведомства России и Беларуси. Без их одобрения, без проведения процедуры согласования мы не можем включить в проект бюджета ни одной расходной статьи.

Последние годы у нас в бюджете произошел некоторый дисбаланс между объемами финансирования программ и мероприятий Союзного государства. Объем на финансирование мероприятий возрастал из года в год, а на финансирование программ - сокращался. Соответственно, уменьшалось количество программ, которые мы финансировали из бюджета и которые имеют приоритетное направление в расходных обязательствах. Это тоже отрицательный показатель.

Для решения всех этих проблем одновременно с бюджетом на 2018 год формировались и основные приоритеты бюджетно-финансовой политики. И они отличаются от тех подходов, которыми мы пользовались в предыдущие годы.

В 2018 году в утвержденных Государственным секретарем Союзного государства основных приоритетах бюджетно-финансовой политики первоочередной задачей ставится реализация прежде всего уже принятых и утвержденных программ и разработка и утверждение новых. В бюджете 2018 года мы планируем финансировать 12 программ. Для сравнения, в 2017 году их было 9, а в предыдущем - 7. Налицо изменение соотношения количества программ и других расходов, которые финансируются за счет бюджета.

Чтобы определить приоритетные программы, которые в обязательном порядке должны быть приняты, утверждены и профинансированы за счет бюджета, с учетом всех имеющихся источников, в этом году мы провели прогнозный анализ бюджетных расходов на перспективу до 2021 года. Это и остатки бюджетов прошлых лет, и долевые взносы государств - участников, это и все другие источники (пусть они не очень значительные, но они есть), то есть с использованием всей доходной части бюджета.

В результате, начиная с 2018 года объем остатков прошлых лет сократится ровно в два раза. В 2019 году остатки будут равны нулю. А в 2020 году, к сожалению, мы будем иметь, возможно, дефицит бюджета, что недопустимо. Поэтому в приоритетных направлениях бюджетно-финансовой политики основной задачей будет рациональное использование бюджета с направлением средств только на приоритетные расходные обязательства. При этом первостепенное значение мы будем уделять программам.

- Появятся ли какие-то принципиально новые расходные статьи в бюджете-2018 ?

Ирина Павловская: В этом году мы наконец-то приняли, согласовали и утвердили порядок разработки и реализации проектов Союзного государства, чего не было ранее. И вот в бюджете 2018 года впервые за двадцатилетнюю историю Союзного государства появится утвержденный проект, рассчитанный на три года, - реконструкция Брестской крепости.

- Бюджет Союзного государства, по сравнению с национальными бюджетами, совсем небольшой. Предполагается ли в будущем его увеличение?

Ирина Павловская: У России и Беларуси, учитывая нашу экономическую ситуацию, нет возможности увеличивать долевые взносы, за счет которых в основном и формируется доходная часть бюджета. Остатки бюджетов прошлых лет, которые тоже являются неналоговыми доходами и пополняют доходную часть, будут исчерпаны. Сокращать интеграционные процессы в части разработки программ мы не готовы. Надо искать альтернативные источники пополнения доходной части, поэтому мы уже начали прорабатывать с институтами развития Российской Федерации и Республики Беларусь процедуру взаимодействия по привлечению внебюджетных источников, включая банковские кредиты, для финансирования союзных программ. Речь идёт и о привлечении средств бизнеса и инвестиционных структур и фондов для внедрения результатов реализации программ. Уж если союзный бюджет затрачивает достаточное количество средств, то он должен получать определенные поступления в доходную часть от внедрения их результатов.

- Как отнеслись к этой инициативе в правительствах России и Беларуси?

Ирина Павловская: На прошедшем недавно заседании Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства протокольное решение на эту тему было подписано двумя вице-премьерами. И сегодня у нас уже подготовлен проект трехстороннего соглашения о взаимодействии между Постоянным Комитетом и двумя институтами развития - с Банком развития Республики Беларусь и Внешэкономбанком Российской Федерации. В соглашении все эти направления найдут свое отражение. Нам представляется, что спустя не очень продолжительное время за счет внедрения результатов реализации союзных программ появится тоненький ручеек в доходную часть бюджета. Будем надеяться, что наши прогнозы оправдаются. Хотя работа тяжелая. Сложно находить механизм и алгоритмы. Подобной практики еще не было. Но мы оптимистично смотрим на перспективы.

- Будет ли вопрос об альтернативных источниках пополнения доходной части бюджета вынесен на рассмотрение на ближайшем заседании Совета Министров Союзного государства?

Ирина Павловская:  Нет. Выносить этот вопрос преждевременно. Он требует разработки, обсуждения, конкретных шагов и предложений. Как правило, когда на заседание Совета Министров выносятся сырые документы, к ним и отношение соответствующее. На Совет Министров, полагаю, мы выйдем во второй половине 2018 года.

- Как сейчас влияет курсовая разница на ситуацию с бюджетом?

Ирина Павловская:  В 2017 году наконец-то было принято Временное положение о казначейском исполнении бюджета, в рамках которого удалось урегулировать вопрос о минимизации курсовой разницы между российским и белорусским рублем. Сегодня курсовая разница - менее 2 % от общего объема расходной части бюджета: практически минимальное влияние. Совсем ее обнулить невозможно: пока у нас не будет введено единой валюты, все равно будут небольшие отклонения.

- В 2017 году вы работали по новой бюджетной классификации. Как оцениваете её эффективность?

Ирина Павловская:  Мы не ошиблись, когда готовили проект новой бюджетной классификации. Она помогает делать бюджет более прозрачным, более стройным. Упорядочить расходы, и не только бюджета. Классификация нам помогла делать более понятные сметы расходов на проведение и мероприятий, и других расходов. Бюджетная классификация достойна того, чтобы мы ее применяли и дальше.

Источник: Сайт Постоянного Комитета Союзного государства

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться