О том, что рост показателей безналичного расчета в общем товарообороте растет, говорят представители и региональных властей, и банковского сектора. Начальник отдела торгового эквайринга белгородского отделения Сбербанка Елена Гребенчикова подчеркивает: за такой способ оплаты сами жители голосуют рублем, причем электронным.
- Сейчас в среднем на каждого жителя региона приходится по 2,5 банковской карты, - говорит она. - Если сравнивать с началом года, то доля безналичного расчета в общем объеме составляла 15 процентов, к концу мы прогнозируем, что этот показатель достигнет 30 процентов. Уже сейчас каждая четвертая покупка оплачивается картой. Причем чаще всего так платят за продукты питания - 24 процента приобретений. С непродовольственным сектором ситуация другая - лишь 16-17 процентов таких товаров покупается картой.
По прогнозам банковских экспертов, в нынешнем году электронный финансовый оборот достигнет в регионе девяти миллиардов рублей. И банки продолжат делать все возможное для того, чтобы белгородцы минимизировали обращение с "живыми" деньгами. Вместе с региональным правительством здесь реализуют проект "Безналичный мир Белогорья", и распространение терминалов для оплаты картами и смартфонами - это лишь его часть, хоть и очень важная.
- Сейчас 95 процентов такого оборудования может принимать бесконтактные карты и смартфоны, а к концу года мы планируем довести этот показатель до ста процентов, - уточняет Елена Гребенчикова.
Начальник регионального управления потребительского рынка Владимир Зубов объясняет, зачем это нужно властям.
- Необходимость увеличивать процент безналичного расчета в товарообороте - это совместная позиция правительства области и банков. Ведь средства, которые попадают на карты, как правило, имеют легальное происхождение, - говорит он.
В регионе, где внимательно отлеживают серые доходы и делают все возможное, чтобы нелегальные работники платили налоги в казну, это очень актуально. Однако, несмотря на все усилия, процесс без сложностей не обходится.
Продовольственные рынки и ярмарки к инновациям относятся настороженно. За свежими овощами и фруктами к торговцам люди идут с наличными деньгами, а если не хватает купюр в кошельке - каждый готов подождать, пока покупатель сходит к банкомату.
- Не ставила я этот терминал и не собираюсь, - предприниматель на центральной ярмарке от предложения рассчитаться картой лишь отмахивается. - Ко мне в основном бабушки ходят, им зачем этот пластик? Пенсию получили раз в месяц, тут же ее сняли и тратят потихоньку. Они этих карт как огня боятся. Так зачем я буду платить за терминал?
Владимир Зубов отмечает, что пока такие реплики - дело привычное.
- Это наша головная боль, - признается чиновник. - Ведь зачем люди идут на рынок? Мы сделали социологический срез среднего покупателя, и оказалось, что им важна не столько покупка, сколько общение. Поговорить, поторговаться. Не все живут в семьях, и для них разговор с продавцом, эмоции просто необходимы. А с картой что? Можно и молча подойти, приложить к терминалу и забрать вместе с товаром. Это уже совсем не то, что нужно. И все же, я думаю, ситуация скоро изменится. Первые "ласточки" уже есть - предприниматели, которые поставили терминалы. Тут мы играем на контрасте. Когда на рынок приходит покупатель без наличных денег, он выберет именно этого предпринимателя. А тот, кто рядом стоит с таким же товаром, потеряет клиента.
Елена Гребенчикова добавляет - с начала года таких торговцев на рынках насчитали уже больше сотни.
- Более того, мы опросили их клиентов, оказалось, отказываться от терминалов никто не хочет, а продавцы говорят: средний чек растет, - отмечает она. - Дело в том, что люди с картой чуть больше тратят, не ограничивают себя средствами, которые находятся в кошельке. Не так быстро, но ситуация все же меняется.
Те, кто не хочет ставить терминал, объясняют покупателям свою позицию еще и заботой о них же. Автор этих строк стала свидетелем интересного процесса ценообразования. Стоимость швейной машины в одном из магазинов по предложению продавцов "упала" для покупательницы с "наличкой" на две тысячи. Белгородка согласилась прогуляться к банкомату, добавив, что сама еще к оплате картой не привыкла: мол, с купюрами "как-то безопаснее", да и лишнего, получается, не платить.
Однако сторонники безналичного расчета считают совсем наоборот. Евгения Почернина, к примеру, призналась, что по-настоящему обрадовалась терминалу на ярмарке, где они с мужем обычно покупают мясо и рыбу.
- Возможность везде платить картой на наш бюджет никак не влияет, больше, чем нужно, мы уж точно не тратим, - говорит она. - Мы просто ведем бюджет семьи и стараемся контролировать расходы. Мне кажется, если хочешь потратиться, неважно, "наличка" у тебя или карта. Банкоматов сейчас полно, всегда можно снять деньги. К тому же мне нравится, что при оплате картой есть кешбэк. Это приятный бонус.
Страхи по поводу не совсем безопасных покупок тоже стараются развенчивать и параллельно учат белгородцев обращаться с банковской картой правильно. Так, Елена Гребенчикова отмечает, что пластик должен быть у ее владельца всегда перед глазами.
- Не важно, берет у вас карту продавец, чтобы совершить транзакцию, или это делаете вы сами, - советует она. - Есть простые правила безопасного обращения с банковской картой, и их надо просто соблюдать.
Привычку расплачиваться пластиком прививают и через Интернет. Сайт проекта предлагает указать торговую точку, где клиент хотел бы, но не смог расплатиться электронными деньгами. Об этом отзыве обязательно скажут предпринимателю.
Владимир Зубов отмечает, что безналичный финансовый оборот выгоден всей экономике в целом: покупателю, продавцу и даже производителю. Только пока не все это понимают.
- Такой способ оплаты позволяет отслеживать выбор покупок, приоритеты и пожелания потребителей, - поясняет он. - С наличными деньгами получить эту информацию сложнее. А так можно оперативнее реагировать на спрос. Предприниматель сразу видит, какой товар ему лучше не закупать, риск что-то не продать снижается. И этот же выбор торговые предприятия транслируют производителям. Безналичный расчет стимулирует появление различных сервисов на своей базе. Уже не за горами тот момент, когда в магазинах не будет продавцов, все будет работать через карту. И чем раньше мы привьем людям культуру безналичного расчета, тем быстрее будут развиваться новые сервисы, связанные с искусственным интеллектом.