По данным антимонопольной службы, 20 процентов кресел в экономклассе самолетов постоянно остаются пустыми из-за завышенных цен. В 2015 году стоимость авиабилетов выросла на шесть процентов, в 2016-м рост составил в среднем два процента. В 2017-м цены резко поднялись по некоторым направлениям. Например, перелет из Москвы до Петропавловска-Камчатского подорожал на 23 процента, до Благовещенска - на 44, до Магадана - на 69. Именно в повышении цен на билеты на Дальний Восток и намерена разобраться ФАС.
Кстати, на новогодние праздники стоимость перелета в Швейцарию и Беларусь выросла на четверть по сравнению с 2016 годом, в Италию и Францию - на 31 процент, в США - на 14,2. Есть, впрочем, и примеры снижения цен. Например, по китайскому направлению средняя стоимость авиабилетов снизилась на 29 процентов, в страны СНГ - на 13, по направлениям Москва - Калининград и Москва - Екатеринбург - в среднем на 44. Это следствие новой поправки в законодательстве, согласно которой пассажирам стали доступны билеты по сниженной стоимости, если они летят без багажа и отказываются от питания на борту. Неравномерная и разнонаправленная динамика цен на авиарынке говорит об использовании разных инструментов ценообразования.
Основной метод расчета тарифов, которым пользуются почти все авиаперевозчики, - динамический. Он уже давно используется за рубежом и впервые в России был применен именно авиакомпаниями. Суть - в снижении цен на билеты в наиболее отдаленный период времени от даты вылета и в постепенном повышении по мере приближения этого дня. Например, стоимость авиабилетов за 55 дней до рейса обычно ниже в среднем на 19-26 процентов, чем за несколько недель до отправления.
Есть и другие принципы динамического ценообразования. Теоретически такие тарифы рассчитываются на основе ряда данных: фактической загрузки воздушного судна, ожидаемой загрузки в зависимости от исторических данных по конкретному рейсу, типа самолета, времени года, дня недели, возможных праздников и подвижных выходных. Влияет и время полета, например, ночные рейсы обычно дешевле дневных на шесть процентов. В итоге динамическое ценообразование по-разному определяет стоимость перелетов. Если выбрать экономкласс и лететь без багажа, цена может снизиться на 1,5-3,5 тысячи рублей. Если приобрести возвратный билет, перелет может обойтись в 2,5 раза дороже.
В этом методе есть приемы завышения стоимости, на которые пассажиры не всегда обращают внимание. Например, покупка авиабилета экономкласса на одного человека из Москвы в Амстердам, то есть в один конец, может обойтись в 7,5 тысячи рублей, но, если смотреть стоимость перелета "туда-обратно", минимальная цена одного билета составляет около 5,5 тысячи. То есть перелет Москва - Амстердам - Москва будет ненамного дороже, чем билет в одну сторону. Другой яркий пример: путешествовать в Европу дешевле, чем по России. Продолжительность полета до Амстердама составляет в среднем семь часов - столько же уходит, чтобы долететь до Иркутска. Но если билет до столицы Нидерландов "туда-обратно" стоит 11,5 тысячи рублей, то до российского города самый дешевый обойдется в 19 тысяч. Подобная ситуация и с другими городами Сибири и Дальнего Востока.
По данным одного из сервисов онлайн-бронирования, 80 процентов россиян продолжают покупать билеты, включающие в себя провоз багажа и питание на борту, когда могли бы отказаться от этих услуг и сэкономить. Это происходит по невнимательности или незнанию? Треть российского авиарынка занимают два крупных авиаперевозчика, продающие только "традиционные" билеты, цены на которые не меняются в зависимости от провоза багажа, и именно эти компании чаще всего на слуху у россиян. На рынке гражданской авиации присутствуют монопольные игроки, которые определяют среднюю стоимость перелетов как по внутренним направлениям, так и зарубежным.
Пассажиропоток на авиалиниях в 2017 году растет: с января по сентябрь он увеличился на 19,7 процента. Тем не менее многие небольшие авиакомпании несут финансовые потери: в 2016-м убытки перевозчиков выросли на 1,5 процента и составили 10 миллиардов рублей. Лишь одна крупная авиакомпания оказалась в плюсе, увеличив выручку на 19,4 процента. Но к цене авиабилетов также добавляются различные сборы, которые в последнее время резко выросли. С июля 2016 года по август 2017-го топливный сбор увеличился на 12 процентов, аэропортовый - на 9,9. При этом растет выручка воздушных портов. Например, доходы одного из московских аэропортов за девять месяцев 2017 года выросли на 10 процентов, регионального - на 56. Подобные разрывы между доходами одних и убытками других показывают большую пропасть между монополистами авиарынка и частными компаниями. Есть все предпосылки к сокращению количества перевозчиков или уходу мелких участников рынка под "крыло" монополиста.
Пролить свет на ситуацию с ценообразованием на авиарынке может только ФАС, остается лишь ждать результатов проверки.