05.12.2017 15:55
    Поделиться

    Организация ярмарок в Петербурге стала доходным бизнесом

    В Петербурге готовятся к применению новых правил по организации ярмарок. В частности, они должны проводиться на определенных площадках не чаще раза в квартал и длиться не более двух недель. Эти меры призваны упорядочить ярмарочную деятельность, искоренить лазейку, когда под видом ярмарки процветает не всегда законная торговля.

    Палатка как альтернатива ларьку

    Улица Маршала Захарова, 21. Это уникальный адрес на карте Петербурга. Здесь ярмарка открылась в марте 2016 года и продолжается до сих пор. Согласно реестру ярмарок, который ведет комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, организатор "Ленпищеторг" проводит здесь мероприятия каждые две недели.

    Попасть в число торговцев несложно, главное - отдавать организаторам 1200 рублей в день. Как говорит председатель ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, ярмарки остались единственным видом торговли, где не требуется больших денег, чтобы начать бизнес. С начала года в Петербурге прошло 146 ярмарок. С одной стороны, не так уж и много, для примера, в 2016-м их было 750. Но именно сейчас ярмарочная торговля в Петербурге стала вызывать серьезные вопросы.

    Так, вполне легальные ярмарки горожане стали путать с незаконной торговлей. Например, жители Кировского района через портал "Наш Петербург" пожаловались на ярмарку у проспекта Ветеранов, 91. Горожан можно понять - ряд грязноватых зеленых палаток явно не украшает улицу. Но если предпринимателей, которые стремятся выставить свой товар на прилавке любой ценой, понять можно, то позиция районных властей не всем понятна.

    Никто не решает

    В Смольном признали, что ситуация с ярмарками вышла из-под контроля. В частности, оказалось, что за ними никто не следит, по крайней мере, официально. Суть в том, что изначально ярмарки проводились администрациями районов. Такая схема принята по всей стране, ведь ярмарки позиционировались как мероприятия социальные, чтобы жители по низким ценам могли купить продукцию, которая не продается в магазинах. Но активность районных властей в этом году резко пошла на спад. Сейчас операторами и администраторами на 60 процентах всех городских ярмарок значатся частные компании. Другими словами, этот бизнес остается привлекательным. И в первую очередь благодаря законодательным пробелам.

    Павел Краев, директор компании "Велес" сообщил "РГ", что до сих пор при проведении ярмарок на городской территории операторы не платят за аренду земли. Они просто согласовывают в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка дату проведения мероприятия, тематику и набирают желающих поторговать. За день с каждого предпринимателя взимается плата в размере 1000-2000 рублей. Эти деньги идут администратору ярмарки за аренду палаток, уборку мусора, установку электрогенераторов. Но на самых проходимых точках цены взлетают до небес. Так, на ярмарке, проводимой у станции метро "Проспект Просвещения", предприниматели платили до семи тысяч рублей в сутки.

    Стоит отметить, что, согласно реестру ярмарок, официально самая высокая цена в городе - 4 тысячи 100 рублей. Ее берут с предпринимателей, которые участвуют в ярмарке на проспекте Ударников.

    Причем, роли не играет, сдают ли предпринимателям домики или места в палатках. Внешний вид ярмарок тоже никак не регламентируется. А операторам нет смысла вкладывать деньги в ярмарочную инфраструктуру. Бизнесмены не знают, согласуют ли им заявку на следующую ярмарку.

    Чтобы убрать эту неопределенность, в Петербурге стали проводить конкурсы для операторов. Победители получат право организовать 556 ярмарочных мест в течение всего следующего года. Проблема, правда, в том, что из 26 компаний и пяти индивидуальных предпринимателей, которые активно вели ярмарочную деятельность в этом году, попасть на конкурс смогли всего пять. Остальных отсеяли на этапе проверки документации. В итоге 320 мест для проведения ярмарок получила компания "Я люблю тебя, Крым", 152 места у ООО "Меридиан" и 84 - у "Петербургских вернисажей". Согласно реестру ярмарок, первая компания с начала года провела 9 ярмарок. ООО "Меридиан" в этом году ярмарки не проводило, но в 2016-м и 2015-м годах эта организация выступала администратором ярмарок, которые устраивали администрации Невского и Выборгского районов. А вот "Петербургские вернисажи" в реестре ярмарок найти не удалось вообще.

    От фестиваля к парку

    Если официальные ярмарки операторы теперь должны планировать за год вперед, то фестивалей, выставок-продаж, этнопарков, рекламных акций-дегустаций это не касается. А ведь именно под такими названиями скрывается значительная доля мероприятий, которые для потребителя как были ярмарками, так и останутся.

    Этот странный вид торговли появился, когда городские власти начали решать вопрос со статусом ярмарок и ввели мораторий на их проведение. Ситуацию с псевдофестивалями в Петербурге с высоких трибун называли фарсом, губернатор города Георгий Полтавченко потребовал прекратить проводить подобные мероприятия. Районные власти, а именно они организовывали такие фестивали, вняли словам губернатора, и сейчас на сайтах районов города ни одного подобного анонса.

    Тем не менее, без таких мероприятий, скорее всего, не обойдется, ведь это традиционная составляющая предновогодней программы. Уже сейчас компания "Festea", например, анонсировала открытие 23 декабря на Московской площади этнопарка "Россия - Зимние узоры". В программе хороводы, ледовые скульптуры, но, как следует из объявления на сайте компании, в первую очередь граждан приглашают за праздничными покупками.

    Депутат петербургского парламента Денис Четырбок предложил отделить фестивали от ярмарок окончательно. Сейчас он разрабатывает законопроект, суть которого в том, чтобы запретить торговлю. Если эта инициатива будет принята, то на фестивалях останется только развлекательная составляющая. Кроме того, парламентарий предлагает ввести административную ответственность для тех чиновников, которые допустили на фестивалях нарушения.

    Правда, эта мера сможет навести порядок лишь в одной сфере. Выставок-продаж или дегустаций такая мера не коснется, да и никто не гарантирует, что организаторы ярмарок не придумают какое-нибудь другое название.

    Поделиться