05.12.2017 21:53
    Поделиться

    Швыдкой: Цеховалу удалось сохранить уникальный театральный коллектив

    "Когда я стал генеральным директором "Стасика", то приглашал его к себе заместителем. Но он отказался. Поздравь его от меня, пожалуйста", - похоже, Владимир Урин, ныне уже генеральный директор Большого театра, по сей день чуть ли не сожалел о том, что Эдуард Цеховал так и не стал его заместителем в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Впрочем, Цеховал ухитрился отказать всем, хотя ему предлагали самые завидные места в директорском корпусе Советского Союза и новой России.

    Ученик легендарного директора Омского драматического театра Мигдата Ханжарова, в 1988 году он переехал в Ригу, тогда еще столицу советской Латвии, чтобы стать заместителем директора в Рижском русском театре драмы. Не подозревая о том, что через три с небольшим года распадется СССР, и он окажется не в западном форпосте коммунистической империи, а в новой стране, которая лишь в 2018 году будет отмечать столетие своей государственности. В стране, где русские окажутся не просто национальным меньшинством, но в значительной своей части - людьми без гражданства.

    Мигдат Ханжаров, с чьим именем связан настоящий расцвет Омской драмы, которой он руководил почти тридцать лет, рассчитывал, что именно Э. Цеховал станет его преемником, но случилось так, что они вместе прощались с труппой. М. Ханжаров уехал в Ростов-на-Дону, а его ученик - в Ригу. Это приглашение было не случайным. В 1987 году Омский театр гастролировал в Риге. Проводил гастроли Э. Цеховал, в ту пору замдиректора Омской драмы. Его профессионализм оказался по душе Аркадию Кацу, который четверть века руководил русским театром в Риге и в тайне от своего окружения подумывал о переезде в Москву. Начав переговоры с Михаилом Ульяновым, возглавлявшим в ту пору Театр имени Евг. Вахтангова, А. Кац не хотел оставлять свое детище без сильного руководства.

    Цеховал работал с семнадцатью министрами культуры

    Все эти детали могут показаться излишними, но, как известно, и Бог, и дьявол, - в подробностях. А они имеют значение для дальнейшего повествования. Да и вообще, сценическое искусство без любви к деталям - мертво.

    В 1988 году Рижский русский театр драмы был процветающим коллективом с прекрасной труппой и продуманным репертуаром,

    Примерно через полгода после приезда Э. Цеховала в Ригу Аркадий Кац окончательно перебрался в Москву, главным режиссером стал Леонид Белявский, соученик А. Каца по институту, до этого возглавлявший театр в Норильске. А в 1990 году Раймонд Паулс, новый министр культуры еще Латвийской ССР, назначил Э. Цеховала директором Рижского русского театра. А еще через год с небольшим, после распада СССР, начинается новая история этого коллектива, уже в новой стране. Театру, привыкшему быть баловнем судьбы, еще недавно окруженному заботой властей, приходится доказывать право на свое существование. Именно в эти годы проявился масштаб личности и сила воли нового директора. Ему нужно было сохранить не только художественный уровень коллектива, пополняя его молодыми артистами, приглашая ярких режиссеров из России (что всегда трудно при наличии своих, постоянно работающих), но и защищать здание театра от постоянных претендентов на его приватизацию, искать дополнительные средства на новые проекты, держать достойный уровень зарплат артистов и сотрудников. Нужно было уметь договариваться с новыми властями, которые считали русский язык опасным конкурентом латышского, а русскоязычное население Латвии чуть ли не "пятой колонной". Эдуард Цеховал работал с семнадцатью министрами культуры, - и далеко не все они благоволили Русскому театру драмы. Но не признать его значение в истории Латвии тоже не могли, - это старейший русский театр за пределами России, который ведет свою историю со октября 1883 года. Э. Цеховал сделал то, что не смогли сделать многие руководители русских театров в новых государствах "ближнего зарубежья", - он сохранил первоклассный дееспособный коллектив, представлявший русскую культуру далеко за пределами Латвии и России.

    У Э. Цеховала достаточно самоиронии, чтобы не называть тридцать лет своего директорства высокими словами. Но мне позволительно произнести их вслух. Он подвижник и миссионер. Понимающий значение русской культуры в Риге, равно как и то, что она существует в контексте культуры латышской. Не просто в соседстве, но во взаимодействии. При всей переменчивости политической погоды, при атаках на русский язык и русскоязычные СМИ, при появлении "стоп-листов" для русских артистов, он сумел убедить латышское общество, что Рижский русский театр им. М. Чехова это такое же национальное достояние Латвийской Республики, как Национальная опера или Национальный театр драмы. Именно поэтому в пору министерства Карины Петерсоне Э. Цеховал возрождает Совет гарантов русского театра, куда 19 лет назад вошли ведущие предприниматели Латвии. Именно поэтому, отбив претензии на здание театра, он убеждает власти в необходимости капитальной реконструкции, которая закончилась в 2010 году. Именно поэтому на афише театра так много красных стикеров, означающих, что билеты проданы. Именно поэтому великому музыканту Раймонду Паулсу не зазорно так много лет сотрудничать с труппой, которая представляет один из немногих по-настоящему серьезных русских театров за пределами России.

    Он сохранил первоклассный театр в Риге, представлявший русскую культуру далеко за пределами Латвии и России

    Мы отмечали 70-летие Э. Цеховала 3 декабря, через четыре дня после того, как ему подписали заявление об уходе с поста директора Рижского русского театра. Совет гарантов предложил ему занять пост председателя правления. Почетное и достойное место. А потому, хочется верить, что "эпоха Цеховала" еще не закончилась. Хотя он лучше других знает, что будущее Рижского русского театра зависит от исторической судьбы его публики.

    Поделиться