Об этом рассказала на конференции "Медицина и качество" зампредседателя Федерального фонда ОМС Елена Сучкова.
Она напомнила, что в системе ОМС застрахованы все жители страны - более 146 миллионов человек. За тех, кто работает, деньги в фонд ОМС перечисляют работодатели. За неработающих - региональные власти
"Базовая программа ОМС - неотъемлемая часть программы госгарантий бесплатного оказания людям медпомощи, в которую входят все виды заболеваний. Стоимость базовой программы ОМС ежегодно растет. В 2018 году она составит более 1,9 триллиона рублей", - сказала она. И добавила: если регионы смогут правильно использовать эти деньги, то они покроют все необходимые расходы.
"Иногда регионы обращаются к нам, что не хватает финансовых средств. Так вот, сегодня у нас нет дефицита в финансовых средствах, есть проблема в эффективном их использовании", - сказала она.
Также отмечен рост подушевого финансирования в здравоохранении. В 2018 году он увеличился до 10 812 рублей, что на 21,5 процента выше по сравнению с 2017 годом.
Одним из приоритетных направлений стало развитие первичной медико-санитарной помощи, включающей профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, формирование здорового образа жизни, говорит Сучкова. Сейчас делается серьезный акцент на развитие неотложной медицинской помощи. Фактический ее объем на одного застрахованного с 2013 по 2016 год вырос вдвое. Растет и доступность бесплатной для людей высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Так, в 2016 году за счет субвенций федерального фонда ОМС финансировалось 513 методов ВМП. В 2017 году к ним добавились еще пять, а в 2018 году список пополнится еще шестью видами высокотехнологичной медпомощи.
Защитниками россиян, обратившихся к врачам, по законодательству выступают страховые медорганизации. Для того чтобы они помогали людям эффективнее, был введен институт страховых поверенных. У страховых медицинских компаний по закону уже должны работать колл-центры и индивидуальное информирование застрахованных о прохождении диспансеризации. С нового года появятся еще и страховые представители третьего уровня - эксперты качества оказанной медпомощи.
По словам Елены Сучковой, россияне стали чаще обращаться в свои страховые компании за разъяснениями. Всего за первое полугодие этого года по сравнению с первым полугодием прошлого рост составил 10 процентов. Причем если раньше люди звонили преимущественно, чтобы узнать подробности получения или обмена медицинского полиса, то сейчас они задают вопросы по поводу качества и условий оказания медпомощи. Число таких обращений выросло втрое. Ежегодно страховыми медорганизациями рассматриваются до 20 тысяч обращений и жалоб, из которых 98 процентов - удовлетворяются в досудебном порядке в пользу застрахованных лиц. Сумма возмещения ущерба в досудебном порядке составляет около 20 миллионов рублей в год.