В РГАСПИ открылась выставка "Большой террор" о событиях 37-38-х годов

Расстрелять всю восьмерку! Написано красным карандашом и угловатым почерком "вождя народов", последнее слово подчеркнуто с силой, грифель споткнулся и сломался. Видно, что резолюция на докладной записке Берия с предложением об арестах и расстрелах не вызвала внутренних колебаний.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылась историко-документальная выставка "Большой террор", которая посвящена событиям 1937-1938 годов. У экспозиции вход свободный. Любой желающий может прийти и посмотреть на уникальные свидетельства страшной эпохи. Первый же стенд напоминает о бумеранге зла, который обязательно вернется в исходную точку истории. Рядом со сталинскими резолюциями о "пятерках", "восьмерках", "сотнях", вычеркнутых из жизни, протокол допроса Берия, указ президиума Верховного Совета СССР о его преступных действиях, которые он совершал "в интересах иностранного государства". И неожиданное, аккуратным, почти женским почерком, письмо в президиум ЦК с мольбой о помощи. Он, уже обычный человек в перемалывающей кости машине, кричит о спасении, и невозможно ему не сочувствовать, читая. "Дорогие товарищи, со мной хотят расправиться без суда и следствия, умоляю вас всех, чтобы этого не допустили, прошу немедленно вмешаться, иначе будет поздно... Почему делать так, как сейчас делается, посадили в подвал и никто ничего не выясняет..." - пишет всесильный еще три месяца назад Лаврентий Павлович, пропуская буквы и забывая от страха близкой смерти ставить знаки вопроса.Поражает терминология, порожденная Большим террором. В записках Сталину встречаются просьбы о "дополнительных расстрелах" (Микоян просит дополнительно расстрелять еще 700 человек с целью "очистки Армении от антисоветских элементов"). Целый стенд посвящен "дополнительным лимитам на расстрелы". На большинстве документов - "Да" рукой Сталина.

Основанная на строгой научной статистике выставка приводит цифры. Жертвами Большого террора, а этот период в исторической науке включает август 1937 - ноябрь 1938 года, стало более 700 тысяч человек (более 300 тысяч приговорены к расстрелу). Еще более 300 тысяч репрессировано по так называемым национальным операциям, когда боролись с польскими, немецкими, латышскими "шпионами". Из них более 200 тысяч приговорены к смертной казни.

Научное исследование - лучший способ сделать так, чтобы выветрилась идеология

Открытие выставки "Большой террор" приурочено к юбилейной, десятой по счету международной конференции из цикла "История сталинизма". Ее тема созвучна экспозиции: "Уроки Октября и практики советской системы.1920 - 1950 годы". На открытии научного форума, в котором принимают участие ученые из 14 стран мира, в том числе из США, Германии, Литвы, Украины, директор РГАСПИ Андрей Сорокин призвал научное сообщество не отдавать историю на откуп публицистам, которые толкуют прошлое конъюнктурно: "Уверен, историческая наука - не могильщик на похоронах актуального прошлого, а инструмент анализа современных проблем, уверен, что Архив с большой буквы может и должен играть роль доктора исторической памяти, поскольку хранит документы каждой национальной истории в полном объеме со всеми ее провалами, ошибками, преступлениями, но и победами человечества".

Директора РГАСПИ поддержал член Совета Федерации РФ Владимир Лукин, который считает, что научное исследование - лучший способ сделать так, чтобы "выветрилась идеология и испарились мифы о величии того или иного исторического персонажа".

На конференции была представлена обновленная версия базы данных "Жертвы политического террора" с тремя миллионами 100 тысячами записей. Как сказал Андрей Сорокин, она на 400 тысяч записей превышает базу, доступную до сих пор.