Всего рост цен затронул почти 70 регионов. Однако пока это не помогло доходам АЗС ВИНК выйти в плюс: расчеты экспертов показывают, что убыток от продажи литра топлива порой достигает пяти рублей.
Маржинальный доход АЗС (рассчитывается как разница между себестоимостью и отпускной ценой) по зимнему дизелю для комфортной работы бизнеса должен составлять более 12 процентов, но в большинстве регионов он оказался отрицательным. Убыток от реализации дизеля, купленного на бирже (СПбМТСБ), в рознице составляет до 5,3 рубля на литр, в среднем - четыре рубля, подсчитало агентство "Аналитика товарных рынков" (АТР). По Аи-92 схожая картина, но средний убыток ниже - 70 копеек на литр.
Для расчета маржинального дохода эксперты взяли за основу значения биржевых региональных индексов от 4 декабря и средние розничные цены на АЗС ВИНК от 3 декабря. Для оценки прибыли или убытка также учитывались обслуживание кредитов, стоимость хранения топлива на нефтебазе, транспортировку и другие расходы (в общей сложности - четыре рубля на литр). Самый большой убыток от реализации зимнего дизеля сложился в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону - 4,5 рубля на литр, выше только в Хабаровске - 5,3 рубля. По Аи-92 самый высокий убыток в Красноярске - 1,4 рубля на литр, в том же Хабаровске - 2,1 рубля. В плюсе только Москва - 40 копеек на литр.
По оценкам собеседников агентства, в прошлом году примерно в это же время независимые продавцы топлива могли продавать дизель с прибылью до двух рублей на литр. Нынешнее положение дел они называют катастрофическим, а сталкиваются с подобной экономикой впервые. Можно было бы остановить продажу топлива, чтобы привлечь внимание к проблеме, но это чревато потерей клиентов, указал другой собеседник агентства.
Наиболее явная причина роста цен - повышение акцизов, которое произошло два раза в прошлом году (на бензин и дизель) и один раз - в этом (только на дизель). Ценовые "отголоски" до сих пор добираются до розничного звена (сразу поднять цены на всю величину акциза АЗС не могут из-за ограничений ФАС). Также рынок нервировали плановые профилактические ремонты НПЗ и внеплановые - на Московском и Нижегородском НПЗ.
"Участники рынка сходятся во мнении, что частные сети АЗС продолжат торговать нефтепродуктами в убыток и попытаются компенсировать его на сопутствующих товарах", - говорится в обзоре АТР. Такую стратегию чаще могут себе позволить ВИНК, говорит доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов, сюда же добавляют доход от других платных услуг (мойка, сервис и прочее). Независимые продавцы вместо поиска высокомаржинального канала часто экономят на себестоимости топлива, добавляя морозостойкие и октаноповышающие фракции.