Новости

06.12.2017 20:54
Рубрика: Общество

Четвертый лишний

Архиерейский собор разъяснил, сколько раз можно жениться
В Москве в храме Христа Спасителя прошел Архиерейский собор Русской православной церкви, приуроченный к 100-летию восстановления патриаршества. В нем приняли участие почти 400 иерархов РПЦ из 20 стран.

Перед высшим духовенством выступил президент России Владимир Путин. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это событие историческим - российские руководители никогда ранее не посещали Архиерейских соборов. Президент подчеркнул заслуги РПЦ перед государством и обществом, а также выразил надежду, что Русская православная церковь поможет в восстановлении Сирии, опираясь на свой авторитет в мире.

Многие из решений закончившегося в Москве в выходные Архиерейского собора касаются не только иерархов, но и обычных людей.

Семья и епитимия

Собор внес изменение в практику заключения браков между крестными отцом и матерью. Раньше они были запрещены. Мы прекрасно помним, как изменила свою судьбу героиня лесковского "Захудалого рода", пригласив крестить ребенка влюбленного в нее молодого человека. Это разъединило их навсегда: восприемники (или кум и кума) никак не могли стать мужем и женой. После Собора это стало возможно, но "по благословению епархиального архиерея", - уточнил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Собор также принял решение при венчании супругов учитывать все зарегистрированные в ЗАГСе браки. Раньше человек мог быть женат гражданским браком три раза, а венчаться в первый раз. После Собора в расчет будут браться и гражданские браки.

"Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства)", - сказано в итоговом документе Собора.

Напомним, что согласно Социальной концепции Московского патриархата Церковь "не поощряет второбрачия". Но после законного церковного развода, согласно каноническому праву, невиновному супругу разрешается второй брак. Тем, у кого первый брак распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается. Не допускается венчание четвертого брака, вне зависимости от того, были ли предыдущие браки церковными или лишь зарегистрированными в ЗАГСе. Но учитываются браки, в которых человек вступал, приняв крещение.

Венчание без гражданской регистрации брака разрешается, если одному из супругов предстоит участие в военных действиях или действиях, связанных с риском для жизни.

"Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна".

Среди возможных причин прекращения брака прежде всего называется прелюбодеяние. Или наличие "обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов".

Венчание недопустимо "при отсутствии свободного согласия обеих сторон". И очень важная поправка: невенчанный брак не должен отождествляться с блудом, а живущих в невенчанном браке недопустимо лишать причастия на этом основании.

Церковь подтверждает, что "категорически не признает" союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством.

Документ "О канонических аспектах церковного брака" готовился и обсуждался несколько лет и стал первым в современной церковной практике исчерпывающим перечнем указаний к заключению и прекращению брака.

О преподавании религии в школе

Курс "Основы религиозной культуры и светской этики", который сейчас введен в школе, скорее всего будет расширяться, вопрос об этом прорабатывается. "Но мы прекрасно понимаем перегруженность учебного процесса и сложности при появлении новых дисциплин, - подчеркнул Владимир Легойда. - Поэтому мы смотрим, каким образом можно это сделать без ущерба для учебного процесса".

Церковь также уделяет большое внимание вопросам общего образования в стране. "Русская православная церковь обеспокоена состоянием современного образования. В частности, Общество русской словесности, которое по поручению президента возглавил Патриарх Московский и всея Руси, выполняет большую работу по качественному изменению образовательных процессов", - отметил Владимир Легойда.

О свободе творчества, широких вкусах и насмешках над святым

Собор призвал деятелей культуры к "открытому и взаимоуважительному диалогу. Посоветовав им при этом отказаться от насмешек над тем, что свято для людей.

Но при этом, делая доклад на Соборе, Патриарх подчеркнул, что не надо делить искусство и творчество на "приемлемое и неприемлемое". Отношение к конкретному произведению искусства нельзя подчинить формальным и незыблемым правилам, обязывающим всех верующих так, а не иначе относиться к нему, отметил он. Отношение к тому или иному спектаклю или фильму - дело свободы каждого. "Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека".

Патриарх отметил, что "специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонии формы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья". Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых надо быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления", - считает он.