Новости

06.12.2017 11:29
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Лодки или яхты?

Балаклавские рыбаки попросили найти им место в будущей марине
Две сотни рыбаков из Балаклавы боятся остаться без средств к существованию после строительства в бухте яхтенной марины. Если цены за стоянку лодок вырастут, им придется отказаться от традиционного занятия. В неопределенной ситуации оказались и рыболовы-любители, и предприятия, ведущие промышленную добычу биоресурсов.
 Фото: Юлия Крымова/РГ  Фото: Юлия Крымова/РГ
Фото: Юлия Крымова/РГ

"Сами уйдем"

Балаклавские листригоны, которые в начале XX века стали героями рассказов Александра Куприна, и сейчас живут той же жизнью, что их предки. Рано утром выходят в море и возвращаются со свежей рыбой - кефалью, ставридой, барабулей, камбалой. Писатель считал их "исконным, древнегреческим населением" рыбачьего поселка, да и само название Балаклавы связано с рыбой.

Балаклавцы рассказывают - их деды тут рыбачили и в годы войны, и после, когда бухта стала закрытой базой подлодок. В 2000-е рыбацкие ялы и баркасы потеснили прогулочные катера и дорогие яхты. У рыбаков остался только один причал, но и его они могут потерять, так как договор аренды власти не подписывают уже три года.

- Договор закончился в 2014 году, а без него нельзя организовать базу-стоянку маломерных судов и выпускать их в море, - рассказал "РГ" председатель совета причала рыбаков-любителей Константин Зайцев. - Инспекторам мы можем предъявить только папку с письмами, которые отправили в правительство, и полученные в ответ отказы. Раньше проверяющие закрывали глаза, так как был переходный период, но теперь выписывают штрафы.

У 264 причала на набережной Назукина сегодня стоят 120 лодок рыбаков-любителей. Это люди с невысокими заработками, и улов помогает им прокормить семьи. Стоянка каждому обходится в 1000 рублей в месяц - деньги идут на оплату коммунальных услуг, вывоз мусора, охрану и дежурного. Когда добавится еще и аренда, сумма может стать непомерной. Они просят у властей подписать долгосрочный договор и закрепить тарифы.

- На соседнем причале за лодку платят 9000 рублей, но у нас таких денег нет, - говорит рыбак Андрей Александрович. - Если цена вырастет, мы сами отсюда уйдем.

Не выгонят?

На встречу с рыболовами-любителями на днях приехала руководитель приоритетного проекта развития Балаклавы Мария Литовко. Она пообещала, что рыбаков выгонять не будут, а при создании яхтенной марины за ними закрепят причал площадью 1200 квадратных метров на 250 маломерных судов - тот самый, где сегодня стоят рыбацкие лодки.

- Управляющая компания яхтенной марины будет обязана держать часть территории по самой низкой ставке, закрепленной правительством, - объяснила Литовко. - Такой опыт применяется в Средиземноморье. Это так называемая муниципальная стоянка, предназначенная для местных рыбаков. Для них будет два обязательных условия: постоянная регистрация в Балаклаве и наличие судна, приписанного к этому порту. Так мы защитим местное население от попыток людей со стороны назваться рыбаками и воспользоваться этими тарифами.

Чиновница сообщила, что причал недавно был внесен в госкадарстр недвижимости, и в ближайшее время ГУП "Центр эффективного использования собственности города Севастополя" подпишет договор аренды с обществом охотников и рыболовов, условия которого сейчас обсуждаются. Сам причал в дальнейшем будет реконструирован и благоустроен.

Страсти по снастям

Проблемы у рыбаков не только с причалом, но и с помещениями. Вековое здание, которое они занимают на набережной Назукина, 2А, находится в ветхом состоянии и требует полной реставрации. Это памятник архитектуры - бывшая водолечебница К. С. Гинали 1906 года постройки. После революции ее отдали рыбацкой артели, и рыболовы приспособили стоящее прямо у воды строение под себя. Сегодня в нем соседствуют дежурная служба причала рыбаков-любителей и предприятия, ведущие промышленный лов рыбы.

Как рассказали представители ассоциации "Рыбаки Крыма", в Балаклавской бухте сейчас базируются пять промысловых предприятий, в которых работают 44 человека. Ежегодный улов достигает 500 тонн. Мог быть и больше, если реконструировать места швартовки и выгрузки рыбы, закупить весовое и холодильное оборудование. Но все это невозможно, пока нет документов на здание и прилегающую территорию, которые рыбаки безуспешно пытаются получить уже третий год. В бывшей водолечебнице они лишь хранят часть инвентаря и переодеваются перед выходом в море, а также используют пристроенный причал.

Рыбаки изучили все озвученные планы городских властей по развитию территории бухты как международного центра яхтенного туризма, но себя в них не нашли. После этого обратились за поддержкой в региональный штаб ОНФ.

- Мы не знаем, что нас ждет завтра и как работать в такой обстановке, - говорит директор предприятия "Афалина" Виталий Лузин.

На заседании в ОНФ начальник управления сопровождения приоритетных проектов правительства Севастополя Кирилл Синицын пообещал учесть интересы рыбодобывающих предприятий при разработке концепции развития Балаклавы.

- Подготовьте свои предложения и технические условия, чтобы было понятно, какие у вас объемы, какие требуются помещения, мы передадим их разработчикам концепции и найдем оптимальное решение, - сказал Синицын рыболовам.

Историческое здание на набережной Назукина, 2А, планируется отреставрировать за счет средств ФЦП, предусмотренных на строительство яхтенной марины до 2020 года. В правительстве пока не могут ответить, куда переместят рыбаков на время ремонта и вернутся ли они в здание после его завершения. Как вариант, в этом здании могут разместить пункт пропуска через госграницу, который обязательно должен появиться в Балаклаве. Возможно, рыбакам найдут другие помещения.

Вместе с тем Мария Литовко рассказала "РГ", что концепцию развития Балаклавы представят до конца этого года, а значит у рыболовов осталось совсем мало времени, чтобы в нее попасть. Севастопольские чиновники рассчитывают сохранить рыбаков в Балаклаве как изюминку и местный колорит, который привлекает туристов, а значит, должны услышать их просьбы.

Тем временем

На прошлой неделе правительство Севастополя приняло решение изъять у частных лиц балаклавские причалы и прилегающие территории, которые были переданы в аренду в украинские годы. Этому решению предшествовали долгие судебные тяжбы, часть из которых продолжается по сей день.

- Речь идет обо всех причалах и примыкающих к ним земельных участках на восточном берегу Балаклавской бухты, которые в настоящий момент используются на правах аренды ООО "Золотой символ", - сообщил директор департамента имущественных и земельных отношений Севастополя Рустэм Зайнуллин.

Он добавил, что вся набережная уже оформлена и закреплена в собственности города, осталось сформировать только эти спорные участки.

Экономика Бизнес Малый бизнес Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Крым ЮФО Севастополь