Важнейший внутренний фактор - демографические процессы. Мы провели детальный анализ половозрастной структуры, рождаемости, смертности и миграции на каждой из 16 территорий. К сожалению, миграция ускоряется, а рождаемость падает. По расчетам, к 2035 году моногорода потеряют каждого десятого своего жителя, или 115 тысяч человек. В первую очередь это связано со сменой поколений (рожденные в 1960-х выходят на пенсию), во-вторую - с миграционными потерями. К сожалению, они окончательно изменят социальный портрет самых маленьких городов и существенно скажутся на тех, которые в масштабах региона относятся к средним.
Как свести к минимуму потери человеческого капитала для субъекта РФ в целом? Нужно сделать города более привлекательными. И здесь возможны три принципиальных подхода: первый - поддерживать всех, второй - вытягивать слабых, третий - развивать сильных.
Привлекательность для жизни и инвестиций мы оценивали по восьми группам показателей, общее число показателей - 53. Это и традиционные статданные, и те, что наработаны в ходе реализации проекта. Например, расположение вблизи моногорода месторождений полезных ископаемых - не всех, а только тех, которые перспективны на горизонте планирования. Что видим? Есть группа наиболее слабых городов, есть наиболее сильные, а есть те, что могут попасть в группу привлекательных при улучшении какого-то одного параметра. Например, в Трехгорном и Симе людям удобно жить, но для бизнеса эти территории малоинтересны. Обратная ситуация - в Чебаркуле и Аше.
А теперь давайте увеличим поле зрения и посмотрим, где все наши города находятся в национальном масштабе. Если мы говорим о стратегии развития региона, а не о заливании локальных пожаров, нужно рассматривать именно эту картину. На ней все наши города - в группе непривлекательных. Становится очевидно, что тактика "вытягивать слабых" ничего не даст: они мизерны по масштабу экономики, растратив огромные средства, мы не получим заметного результата для региона. Например, если взять все слабые города и вырастить их экономику вдвое, это даст около 5-7 процентов прироста ВРП. А вот тактика "развивать сильных" имеет перспективу, особенно если учесть фактор сложившихся хозяйственных связей между территориями. Так, Миасс и Златоуст, вместе взятые, могут удвоить свою экономику за счет роста занятости и производительности труда и достичь размера Магнитогорска. В масштабах области это будет очень заметный рост - порядка 10-12 процентов ВРП.
Один из результатов проведенной работы - создание карты компетенций бизнеса. В нее мы внесли те компании, которые поставляют товары и услуги за пределы своего города и региона, в первую очередь промпредприятия, а также разнообразные сервисные компании (НИОКР, ремонт, туризм). Больше всего таковых в Миассе и Златоусте. Суммарно эти два города имеют 230 "ростков" бизнеса - больше, чем остальные 14 моногородов вместе взятые.
Существует огромный потенциал кооперации и соответственно роста производительности труда. Если посмотреть на карту компетенций как на цепочки поставок, станет видно, какие производства могли бы дополнить сложившуюся картину: продукты переработки металлургических отвалов и отходов; новые материалы и изделия из них; твердые сплавы и изделия, в том числе точной механики; современные стройматериалы и конструкции. В качестве приоритета развития IT, автоматики и робототехники целесообразно выбрать транспортные системы. В результате мы сможем сформировать отрасль композитных материалов, инновационный кластер компонентов транспортных систем и сектор инновационных комплексных продуктов, таких как системы общественного транспорта или управления строительством и эксплуатацией автодорог.
У стратегии пространственного развития Челябинской области два ключевых тезиса: многополярность и переформатирование административного устройства. Сейчас в регионе динамично развиваются два экономических центра - Челябинск и Магнитогорск, и их доминирование усиливается. Чтобы в полной мере реализовать потенциал Южного Урала, нужно расширить этот перечень. Один из инструментов - создание ТОСЭР. С их помощью решаются сразу две задачи: вывод моногорода из критического состояния и формирование точек роста для близлежащих районов и региона в целом.
Один из возможных сценариев стратегии пространственного развития Челябинской области - поэтапное укрупнение и усиление муниципалитетов. Сейчас регион разделен на 16 городских округов и 27 муниципальных районов. По этому сценарию к 2035 году планируется сформировать семь территориальных округов. Хочу подчеркнуть, что объединение обязательно должно происходить с усилением роли и развитием кадров административных центров. Повторюсь, это один из возможных сценариев, который будет еще тщательно прорабатываться и рассматриваться на всех уровнях.