Владимир Путин на Железнодорожном съезде отметил, что широтный ход сократит плечо доставки грузов в ряд районов Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути, послужит развитию целых отраслей. СШХ, напомним, в проекте представляет собой стыковочную линию между тупиковыми станциями Северной и Свердловской железных дорог. Первая сегодня обрывается на западе ЯНАО, близ Полярного Урала, вторая - в восточной и центральной зонах округа. Замысел закольцевать их - давний, стратегически привлекательный. Однако расходы велики, и основной проблемой стало прийти к устраивающей все заинтересованные стороны инвестиционной схеме с приемлемым сроком окупаемости.
В начале этого десятилетия ориентировочная стоимость СШХ оценивалась в 150 миллиардов рублей, в 2016-м - в 236, в прошлом месяце - в 262 миллиарда. Самый дорогой объект - совмещенный мост через Обь. Регион берет на себя лишь малую часть трат. Вложится в проект и Федерация, ее доля также незначительна - в пределах 10 миллиардов рублей. А главными инвесторами наряду с РЖД станут участники концессионного соглашения. Документ вчерне готов, ожидается, что в ближайшее время его подпишут представители власти и бизнеса. Акцент сделан на строительстве ключевого по протяженности и затратам участка магистрали между городами Лабытнанги, Салехард, Надым и поселком Пангоды. В основном ветку надо тянуть с нуля, местами капитально реконструировать имеющуюся одноколейку. Предстоит обновить участок дороги от Пангоды до станции Коротчаево. Газпром, заинтересованный в СШХ, в стороне не останется: весной корпорация заключила соглашение о партнерстве с РЖД. Инвесторам сулят налоговые преференции.
Будущую магистраль готовы активно эксплуатировать крупнейшие предприятия Ямала, в первую очередь компании ТЭК. Близ нее расположены 19 нефтегазовых месторождений, добыча на которых будет идти по нарастающей. Преимущественно дорога послужит для перевозки углеводородов, продуктов их переработки, строительных материалов и оборудования, транзитных грузов из Югры, восточной зоны страны, Средней Азии. Нет нужды объяснять роль СШХ для административного центра региона, а также Надыма, не имеющих круглогодичного сухопутного сообщения с Большой землей.
Тем временем
Параллельно идет работа по развитию проекта - соединению корпоративной одноколейки, связывающей материковую станцию Обская (Северная железная дорога) со станцией Карская (Газпром) на полуострове Ямал и далее с портом Сабетта. Это обеспечит увеличение загрузки СШХ, поскольку какие-то виды промышленной продукции можно будет отправлять в Европу и Азию Северным морским путем. Осенью российские сенаторы предложили федеральному правительству "рассмотреть экономическое обоснование грузовой базы" потенциального железнодорожного коридора Обская-Бованенково-Сабетта.