Что увидят посетители выставки "Русский стиль: от историзма к модерну"

"Русский стиль: от историзма к модерну". Новая экспозиция во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Сто с лишним лет назад с русского модерна, "мирискусников" и дягилевских балетных сезонов началась слава нашего искусства XX века. Постоянная экспозиция в ВМДПНИ теперь будет напоминать нам о том, как и из чего это искусство росло.

Поначалу оно шло иноходью под этой дугой, прялось на покрытой орнаментом прялке, вертелось в детских руках сергиево-посадской деревянной игрушкой. Все это, а еще яркие воронежские, курские сарафаны, пряничные доски, фризы усадебных домов из коллекции музея начинают "Историзм" - так называется первый зал новой экспозиции ВМДПНИ. Термин "историзм" означает обращение к истокам.

В конце XIX века из столиц одна за другой снаряжались академические экспедиции. Художники копировали с этих сарафанов крестьянскую вышивку, и тканый узор с передника становился деталью резного орнамента буфета, а рисунок на лопаске прялки - "узором в псевдорусском стиле" на фарфоровом сервизе Императорского стекольного завода или ювелирном подстаканнике из мастерских Павла Овчинникова. В ход шли даже топоры с рукавицами: первые стали прообразом подлокотников в украшающем исторический зал резном кресле мастера Шутова, вторые, тоже деревянные, украшают шутовскую стилизацию сзади.

Название выставки подразумевает ее движение от копирования к осмыслению, и в резных буфетах, шкафчиках, полочках, тумбочках, табуретах, изготовленных по эскизам художников абрамцевских столярно-резчицких мастерских Головина и Коровина, видна уже полная стилистическая свобода, пусть и оттолкнувшаяся от национальных образцов.

Изогнутые линии из сфер ар-нуво чередуются тут с аскетичными русскими орнаментами, вариациями в избяном духе, видно, что идеи из усадьбы Абрамцево, порожденные принципом "красота пользы и польза красоты" живы в современном дизайне и в искусстве декора.

Некоторые из артефактов могли бы стать экспонатами современных художественных выставок. Как, скажем, фоторамки, созданные по рисункам Алексея Зиновьева, одного из лидеров творческого объединения в Талашкино, по полям этих рамок бродят животные, в них вкраплены прибрежная галька и медные монеты.

Центр экспозиции это, безусловно, зал, посвященный российскому художественному участию в Парижской выставке 1900 года, тут собраны и шедевры строгановской керамики, и абрамцевского литья вроде блюда с жар-птицей Александра Головина. Украшением же и павильона, и выставки в ВМДПНИ стал майоликовый камин "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича", в которой сошлись древнерусская былина, флорентийская техника и гений Врубеля, сумевшего свести это воедино.