07.12.2017 10:26
    Поделиться

    Орел погрузился в полумрак после модернизации освещения

    В Орле свыше 800 улиц погрузились в полумрак после того, как устаревшие светильники были заменены на энергосберегающие лампы. Благое намерение привело к тому, что в городе выросла аварийность. Ситуацию изучил корреспондент "РГ".

    Выйти из сумрака

    - Я каждый день много езжу по городу и вижу, что большинство улиц освещено очень плохо, - эмоционально рассказал спикер облсовета народных депутатов Леонид Музалевский. - Удивляются даже жители пригорода, когда приезжают к нам. Деревни вокруг освещены гораздо лучше, чем Орел.

    Еще летом горожане начали жаловаться на темноту и предупреждали чиновников о том, что с приходом зимы областной центр погрузится во мрак. Те не хотели верить в такую перспективу. Однако короткий световой день и ненастная погода оправдали самые тревожные ожидания. Город живет в сумраке.

    В декабре 2015 года был заключен самый крупный в истории Орла энергосервисный контракт. Власти договорились с инвестором о внедрении новых технологий. Они позволят значительно экономить. Как в квартирах лампы накаливания постепенно были заменены на "сберегайки", так и на улицах появились новые фонари.

    - Контракт предусматривал замену 11607 светильников и 150 распределительных щитов, - пояснил первый заместитель главы администрации Орла Олег Минкин, - а также создание автоматической системы управления наружным освещением, включая дистанционное выявление повреждений.

    По поручению мэрии заказчиком выступило муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством" (МКУ "УКХ"). Плюс проекта, по мнению чиновников, заключался еще и в том, что он не требовал бюджетных средств. Инвестор вложил свои деньги. Работы были выполнены в срок - за десять месяцев.

    Не стоит думать, что инвестор оказался "добрым дядей", который за свой счет модернизировал систему уличного освещения. Инвестиции с прибылью ему должны вернуть в течение пяти лет при условии достижения оговоренного контрактом процента экономии электроэнергии. По сути, сэкономленными средствами с ним и расплатятся, а это, по прогнозам, почти 180 миллионов рублей.

    Только через пять лет город начнет получать финансовую выгоду от замены светильников. Власти решили, что это нормально. Однако, как теперь горько шутят горожане, "только бы дожить до светлых дней".

    Улицы, на которых заменили фонари, находятся в сумраке. Водители не видят знаков и пешеходов, пешеходы - переходов.

    - Из-за слабой освещенности и неразличимой разметки безнаказанными остаются и нарушители, - сообщил член областной комиссии по безопасности дорожного движения Денис Блохин. - Установленные на улицах камеры не срабатывают, штрафы не выписывают - и деньги в бюджет не поступают.

    По его словам, снимки комплексов фиксации нарушений ПДД получаются нечеткими. На них нельзя разобрать марку и номер автомобиля, превысившего скорость. Пришлось забраковать уже свыше семи тысяч административных материалов. ГИБДД летом тоже обратила внимание на возникшую проблему. Но решать ее не спешат.

    Замена фонарей привела к темноте в городе: водители не видят знаков и пешеходов, пешеходы - переходов

    - Погоня за энергосберегающими технологиями привела к почти полной темноте в городе, особенно в дождливую погоду, - считает Леонид Музалевский. - У нас зафиксированы факты, когда водители сбивали пешеходов на переходах только потому, что не смогли их вовремя заметить. Я убежден в том, что нормы освещенности на улицах не отвечают стандартам.

    Темное дело

    Казалось бы, это так просто - пройти по улицам и все измерить. Результаты рассказали бы о многом. Например, качественно ли подрядчик выполнил работы? Но чем больше вопросов возникает, тем сложнее найти ответы. По словам Олега Минкина, МКУ "УКХ" работы не приняло. Получается, что уже полгода уличное освещение работает нелегально, на что, похоже, все попросту закрывают глаза - лишь бы хуже не стало.

    - Госавтоинспекция произвела замеры на 22 участках, где не срабатывали камеры, и сейчас мы пользуемся ее данными, - пояснил Олег Минкин. - Согласно им уровень освещенности не соответствует требованиям на восьми улицах. Работы не будут приняты до тех пор, пока исполнитель не устранит недостатки.

    Но инвестор категорически отказывается признавать претензии чиновников. В компании не раз заявляли и продолжают утверждать, что работы выполнены в четком соответствии с условиями контракта. Если так, значит кто-то неправильно подготовил документы? А было ли вообще техническое задание, техпаспорт? Общественности документы не показывают.

    В начале осени МКУ "УКХ" при поддержке мэрии подало иск и потребовало обязать подрядчика устранить недостатки на восьми улицах. Но ответчик сам превратился в истца, предъявив встречные требования. Компания просит обязать заказчика принять выполненные работы.

    Решение будет вынесено до конца года. Но каким бы оно ни было, можно не сомневаться, что проигравшая сторона обжалует его в апелляционной инстанции, на что уйдет еще несколько месяцев. Словом, до весны Орел вряд ли увидит яркий свет. Да и нет уверенности в том, что суд поставит точку.

    - В этом процессе рассматривается ситуация только по восьми улицам, а освещение было заменено на 800 улицах, - напомнил зампредседателя парламентского комитета по правопорядку Александр Семкин. - То есть суд рассматривает всего один процент исполненных работ, а темно на всех улицах.
    МКУ "УКХ" подало ходатайство о проведении независимой экспертизы и попросило, чтобы специалисты произвели замеры по всему городу. Однако просьба была отклонена из-за возражений другой стороны. Довольно странно, поскольку экспертиза расставила бы точки над i. Не менее странно и то, что заказчик сам не проводит замеры. А ведь это его обязанность - оценить качество работ перед приемкой.

    Верните старые

    Говоря о замерах, Олег Минкин напомнил, что из бюджета не было потрачено ни копейки. Но разве это основание для того, чтобы не проверять качество? Пусть напрямую бюджет и не понес финансовых потерь, но проект касается всего города.

    - Сейчас световой день маленький. В пасмурную погоду уже в четыре дня темно, а с работы ездить приходится вообще на ощупь, - сетует орловчанин Сергей Минин.

    В городе раздались призывы вернуть на место старые светильники. Но какое-то время их не могли найти.

    - Демонтированные светильники находятся в муниципальной собственности, - заверил Олег Минкин. - Они переданы на ответственное хранение в МУП "Автотранспортное предприятие № 1".

    Однако это не успокоило горожан. Месяц назад часть имущества МУ ПАТП-1 арестовали, его выставят на торги, чтобы за счет выручки расплатиться с кредиторами. Кто знает, не пустят ли "под шумок" с молотка и старые светильники.

    Пока эта история не привлекла внимания правоохранительных органов, которые могли бы проверить, как заключался контракт. Ответственных в мэрии и "УКХ" уже не осталось, хотя прошло всего два года. Они перешли на другую работу, но найти их несложно. Не лишним было бы и пересчитать фонари. Может быть, темно потому, что на бумаге фонарей больше, чем на улицах?

    Комментарий

    Владислав Числов, председатель комиссии по общественному контролю и взаимодействию с гражданским обществом Общественной палаты Орловской области:

    - Ситуация с энергосервисным контрактом по городскому освещению - типичный пример того, как хорошая инициатива может быть загублена на корню. Орел - не единственный город, который столкнулся с такой проблемой. И в других регионах были случаи, когда реализация энергосервисных контрактов выливалась в скандал. Причина, на мой взгляд, банальна - плохо прописанные условия и недостаточный контроль над исполнителем со стороны чиновников. Конечно, к фирмам возникают справедливые претензии. Но ведь и чиновникам никто не мешает производить промежуточные измерения уровня освещенности и понуждать исполнителей делать работу качественно.

    Кстати

    По данным областной комиссии по безопасности дорожного движения, в Орле за девять месяцев 2017 года общая сумма штрафов, забракованных из-за несработавших камер фиксации нарушений ПДД, составила 4,3 миллиона рублей. Кроме того, из-за неразличимости разметки было забраковано 90 тысяч материалов на общую сумму 72,4 миллиона рублей.

    Поделиться