Как были выявлены масштабные злоупотребления с землей в Барышевском сельсовете?
Любовь Кузьменок: Основанием для прокурорской проверки послужили многочисленные обращения граждан и депутатов - не одно, не два, а десятки. Чтобы оценить ситуацию полноценно и объективно, мы создали специальную рабочую группу и провели масштабную проверку, которая длилась два месяца. То, что мы выявили, нас очень удивило, - эти нарушения, на мой взгляд, невозможно объяснить. Вот что я имею в виду: глава сельсовета достоверно знал, что у него нет полномочий по распоряжению земельными участками, но подписывал соответствующие постановления.
Чтобы избежать махинаций на уровне сельсоветов, в регионе приняли закон, перераспределив полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Теперь распоряжаться определенной категорией земельных участков может только департамент земельных отношений Новосибирской области. Мы поддерживали инициативу, это было сделано в том числе с подачи прокуратуры. Но, к сожалению, некоторые главы муниципальных образований закон не восприняли и продолжали выделять и предоставлять участки. В их числе оказался и глава Барышевского сельсовета. Мы установили, что более 230 гектаров земли было оформлено незаконно - это около двадцати участков. С ними проводились различные сделки. Кроме того, землю предоставляли работникам сельсовета и их родственникам, хотя в участках нуждались льготники, в том числе многодетные семьи.
Мы обратились в арбитражный суд с десятью исками, из них шесть уже удовлетворено, суд вернул в законный оборот свыше семидесяти гектаров земли. Это первая судебная инстанция, первая ступенька. Естественно, мы инициировали привлечение главы сельсовета к ответственности, и по нашим материалам следственный комитет возбудил два уголовных дела - о злоупотреблении служебными полномочиями и о халатности. Очень плохо, что руководитель, когда мы вносили ему представление, оспаривая его постановления о выделении земельных участков, не смог критически оценить свои действия. Теперь этим займутся следственные органы.
Проводятся ли такие проверки в других сельсоветах? Читатели "РГ" регулярно жалуются на неразбериху с землей.
Любовь Кузьменок: Такая работа ведется во всех сельсоветах, и возбуждались уголовные дела. Но я не хочу, чтобы создалось такое впечатление, что главы всех сельсоветов безобразничают на местах - конечно, нет. Многие прекрасно понимают, в каких пределах они могут действовать.
От земельных участков - к городским квартирам. В Новосибирске очень сложная ситуация с обманутыми дольщиками, город лидирует в Сибири по количеству пострадавших. Как вы оцениваете положение дел с недостроями?
Любовь Кузьменок: Новосибирская область возглавляет не только антирейтинг по числу обманутых дольщиков, регион - лидер по объемам вводимого жилья. Это отмечали на всех совещаниях по проблемам дольщиков, которые проводились в Моск-ве: с 2015 года в области ежегодно сдается по 2,5 миллиона квадратных метров. В 2015-2016 годах ввели в эксплуатацию 29 проблемных объектов, в 2017-м - восемь, и более трех тысяч человек, пострадавших от недобросовестных застройщиков, получили свои квартиры в этом году.
Но и при таких объемах проблема дольщиков остается актуальной. На сегодняшний день в области 65 недостроенных домов и более пяти тысяч пострадавших.
Есть ощущение, что эта цифра остается неизменной уже несколько лет, хотя дома достраиваются.
Любовь Кузьменок: Здесь простая арифметика не работает: один объект сдается, другой недострой появляется. Но в целом положительная динамика все-таки есть - в конце 2015-го в области было семь тысяч обманутых дольщиков.
В этом году дошло до того, что дольщики устроили голодовку в центре Новосибирска. Кончится ли когда-нибудь печальная история долгостроя на улице Тульской? Почему там все время возникают новые проблемы?
Любовь Кузьменок: В Новосибирской области есть недострои, за которыми мы следим с 2008 года, в том числе дом на улице Тульской. Это действительно очень проблемный объект, и сейчас проблема "распалась" на две час-ти. Часть людей вложила деньги в стройку много лет назад и имеет на руках договоры долевого участия. Другая часть таких договоров не имеет - именно они проводят активные акции протеста, требуя признать их права на жилплощадь.
После очередной прокурорской проверки комиссия, созданная на уровнях мэрии и областного правительства, разработала дорожную карту, определила комплекс мероприятий, которые позволят достроить дом. Возможно, результаты пока не совсем заметны, но они есть. Для Тульской нашелся инвестор, который готов направить собственные средства на строительство - не менее шестидесяти миллионов рублей. Работы возобновлены. Пусть внешне не ударными темпами, но они идут. И те, у кого есть договоры долевого участия, имеют реальные шансы получить жилье. Правда, не так быстро, как хотелось бы - окончательно объект запланировано сдать в 2019 году.
Что будет с теми, кто вложил деньги, но не заключал договоры долевого участия, пока сложно прогнозировать. Расследуется уголовное дело, 160 человек признаны потерпевшими. Генеральный подрядчик ООО "СтройЦентр" незаконно заключал с ними предварительные договоры, впоследствии обещая предоставить жилье. Но дело в том, что в силу закона такие договоры можно заключать только с застройщиком. У него этих договоров нет, и требования заключить их, предъявленные гражданами в судебном порядке, закончились отказами в исках. Кировский районный суд рассмотрел свыше шестидесяти подобных исков и не нашел оснований для их удовлетворения. Конечно, для людей это трагедия. Пока вопрос в подвешенном состоянии.
При всем при этом дому на Тульской повезло. Нашелся инвестор, который готов взять на себя финансовое обязательство завершить строительство. Таких примеров в нашей области, где принят соответствующий закон, пока очень мало. Например, группа компаний "Стрижи" завершила проблемный объект на улице Новосибирской, который был брошен на низком уровне готовности. Эта организация вложила большие денежные средства и, что самое интересное, выполнила благоустройство - поставила ограждение, детскую площадку. Получилось очень красиво. "Стрижи" - молодцы, но, к сожалению, таких фактов была еще лишь пара.
Запоминающиеся протестные акции в этом году проводят не только дольщики - десятки человек забирались на строительные краны, требуя выдать им зарплату. То есть, залез работник на кран - работодатель тут же примчался и отсчитал положенную сумму. Не кажется ли вам, что мы поощряем такое поведение?
Любовь Кузьменок: Такой способ, который избрали доведенные до отчаяния люди, небезопасен и для них самих, и для окружающих. Ставить под угрозу жизни других, не говоря уж об имуществе, пытаясь добиться невыплаченных денег, - подобное я считаю неправильным.
Мы проводили проверки в группе компаний "ПТК". В восьми организациях выявлены нарушения - задержка заработной платы, невыплата компенсаций. И по прокурорскому представлению долги - более 1,5 миллиона рублей - были погашены. Оказалось достаточно одного обращения в прокуратуру, привлечения к административной ответственности руководителя и объявления предостережения. Но есть и другая сторона медали.
В каждом случае, когда люди залезали на краны, разбирались правоохранительные органы. Выяснялось, что требования участников этих акций были связаны с "серой" зарплатой. При этом каких-либо документов или доказательств, что такая форма оплаты существовала, к сожалению, не смог представить ни один. Проверки, которые мы провели в офисах этих компаний, тоже не подтвердили наличия "черной" бухгалтерии. Но с учетом того, что об этом заявило более пятидесяти человек, мы передали материалы в следственный комитет, возбуждено и расследуется уголовное дело. И именно в рамках уголовного дела будет дана оценка действиям руководителей этих компаний.
Есть и другие факты. Кроме людей, которые на самом деле пострадали, на стрелу крана поднялись те, кто не работает в этих компаниях, у кого не было задолженности и которые давно уволились. Сегодня органы полиции по заявлениям руководителей этих организаций рассматривают материалы о вымогательстве.
Главное, что я хочу сказать: если человек пришел к нам с заявлением, мы пытаемся вникнуть в проблему. Мы ее решаем - множество нерадивых руководителей наказано за невыплату зарплаты. Только в 2017 году возбуждено 99 уголовных дел, и более 350 миллионов рублей выплачено после мер прокурорского реагирования. Есть реальная возможность решать свои проблемы законным путем.
Но только если речь идет об официальной зарплате?
Любовь Кузьменок: Я допускаю, что люди могли получать "серую" зарплату. Но они шли на это осознанно. И они тоже попали в некрасивую ситуацию, которая привлекла внимание налоговой службы. Потому что люди, спустившись с крана, получили денежные средства, которые документально ничем не подтверждены. Кстати, те, кто последними поднялись на кран, денег не получили. Руководитель просто больше не приехал. Сутки у этих кранов дежурили скорая помощь, полиция, сотрудники МЧС. Представляете, сколько людей было оторвано от работы, чтобы просто наблюдать за теми, кто сидит на кране с утра до ночи?
Всего долгов по зарплате в области сегодня 81 миллион рублей. Совместными усилиями за два года мы вдвое сократили эту сумму - на начало 2016-го она составляла около 200 миллионов. Бывает, вносим руководителю акт прокурорского реагирования, приглашаем на заседание рабочей группы, и через день-два он находит возможность либо взять кредит, либо продать или заложить какое-то имущество. А иногда достаточно возбудить уголовное дело: была ситуация, когда взяли под стражу двух руководителей одной фирмы, и сразу нашлось пятнадцать миллионов рублей на выплату зарплаты.