- Раньше в банке принимали факсимиле - печать-штампик с фамилией и инициалами незрячего человека, - говорит Эдуард Караваев. - Я приходил вместе с сопровождающим лицом. Подавал паспорт сотруднику банка. Называл сумму. Потом я ставил свою факсимильную подпись в квитанции и получал деньги.
По словам Эдуарда, факсимильная подпись может использоваться и сегодня. Но теперь она должна быть заверена нотариально. Только вот подпись, которую человек не в силах повторить, нотариусы не заверяют.
- Для меня получение пенсии не проблема, хоть и у меня просто штампик, - говорит Вячеслав Глинкин, тоже инвалид по зрению. - Я снимаю деньги в банкомате при помощи сотрудников банка или друга. А движение денег отслеживаю при помощи СМС-оповещения. У меня в мобильном телефоне и в компьютере установлены голосовые программы. Хотя людей, которые не владеют современными технологиями, я понимаю.
В банке предлагают варианты - незрячий может написать доверенность на другое лицо, которое имело бы доступ к его счету. Или по заявлению можно получать пенсию через почту. Там нет запрета на факсимильную подпись и нотариальное заверение ее не требуется. Некоторые так и делают. Но другим неудобно. У почтальона нужно пенсию забирать целиком. В банке ее держать надежнее. А что касается доверенностей на получение, незрячие опасаются. Некоторые ж переводят пенсию на карту. Но опять же, сам инвалид пользоваться картой не сможет. Придется доверять третьему лицу.
- Незрячие люди зачастую путают понятие "факсимиле" и "штампик", - поясняет Лидия Абрамова, вице-президент Всероссийского общества слепых. - Штампик не является подписью. А если нотариус заверит такой штамп и что-то произойдет со сбережениями, которые выдадут другому лицу, отвечать придется нотариусу.
Но уже сегодня банки разрабатывают программы для незрячих. Обсуждается возможное получение банковских продуктов по отпечаткам пальцев. И проблема с факсимиле скоро должна решиться. В Госдуме дорабатывают поправки, предусматривающие возможность нотариального заверения факсимиле (или создания его аналога) для людей, которые не в состоянии расписаться.
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка:
- Банк России обращает внимание на доступность финансовых услуг для людей с инвалидностью. Во все кредитные организации страны разосланы рекомендации по созданию безбарьерной среды, в том числе для инвалидов по слуху и зрению. ЦБ рекомендует создание минимум двух каналов коммуникации банка с таким клиентом. Человек должен иметь возможность беспрепятственно попасть в офис, в котором должны быть навигация, обслуживание с сурдо- или тифлопереводом, шрифт Брайля на клавиатуре банкоматов, аудиоразъемы для наушников и т.п. Также нужно обеспечить удаленный доступ таких клиентов к банковским услугам - доработать сайты и мобильные приложения, внести изменения в работу колл-центров. Не менее важна разработка системы дистанционного установления личности клиента и ее проверки для удобного получения гражданами финансовых услуг.