Новости

07.12.2017 18:53
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

На острие страстей

90-летие Олега Каравайчука отметили "Гаммой"
Михайловский театр и Фонд Олега Каравайчука представили премьеру: в рамках проекта "Эрмитажные вечера" петербуржцам показали балет "Гамма", основанный на одноименном сочинении композитора.
Марат Шемиунов, Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко в балете "Гамма".  Фото: Mikhailovsky.ru Марат Шемиунов, Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко в балете "Гамма".  Фото: Mikhailovsky.ru
Марат Шемиунов, Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко в балете "Гамма". Фото: Mikhailovsky.ru

Для широкой публики эта музыка звучит впервые: Каравайчук записал ее в 2015 году специально для хореографической постановки. Свет она увидела к юбилею маэстро, которому в декабре исполнилось бы 90 лет.

Балет отсылает к внутреннему миру гения, а гению всегда непросто ужиться с собою

Премьер Михайловского театра Марат Шемиунов знал Олега Каравайчука не понаслышке. Пять лет назад их познакомила балерина Алла Осипенко, с тех пор сотрудничество танцовщика и композитора стало почти непрерывным - вместе они создали более сотни мультижанровых проектов. На театральной сцене балет на музыку Каравайчука ставят впервые.

- Как-то Олег Николаевич передал мне диск: "Марат, здесь музыка для балета - гениальная штука", - вспоминает Шемиунов. - Для меня это как если бы подошел Чайковский или Моцарт.

Хореографа, способного воплотить в пластике столь сложное произведение, Марат нашел в Израиле. Им стал Рой Ассаф, известный своими работами в Европе и Америке. И хотя об эксцентричном петербургском композиторе он даже не слышал, но к участию в проекте подключился  сразу. По собственному признанию, когда он впервые услышал "Гамму", из его глаз покатились слезы.

- Это просто и сложно, конкретно и абстрактно, духовно и телесно, приземленно и возвышенно, жестко и мягко, далеко и близко, - поясняет Ассаф.

Музыка вдохновила его на создание мини-спектакля для трех танцовщиков (Марат Шемиунов, Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко), который отсылает зрителя к внутреннему миру Каравайчука. Гению, композитору и человеку не всегда просто ужиться с самим собой, а потому персонажи живут на острие страстей: ссорятся и мирятся, сходятся и снова расходятся. Динамику балета подчеркивает сложнейшее световое решение, придуманное израильским художником Омаром Шизафом: оттенкисцены меняются каждые 15 секунд.

После петербургской премьеры постановку, возможно, покажут на малой сцене Новосибирского театра оперы и балета. Фонд Олега Каравайчука реализует проекты и за границей: спектакль увидят также в "Русском доме" Берлина и на Фестивале русской культуры в Японии. Отсмотрит "Гамму" и комиссия национальной театральной премии "Золотая маска". Создатели балета надеются, что музыка Каравайчука будет ими услышана.

Справка "РГ"

Сочинять музыку Олег Каравайчук начал очень рано - первые опыты были предприняты в возрасте четырех лет. За всю жизнь он стал композитором более чем двухсот фильмов и спектаклей, с ним сотрудничали Сергей Юрский, Василий Шукшин, Илья Авербах, Кира Муратова. Часто Каравайчука называли одним из первых в искусстве эпатажа: он мог выступать с наволочкой на голове или играть на рояле лежа. Не стало музыканта летом 2016-го - он скончался на 89-м году жизни.