В Петербурге возник дефицит кадров в легкой промышленности

Петербургским швейным фабрикам и обувным и кожевенным производствам не хватает кадров. Работодатели готовы платить швеям по 50 тысяч рублей в месяц, сами учить специалистов и даже начислять им в этот период стипендию. Но все признают: молодежь в легкую промышленность идет плохо. Чтобы переломить тенденцию, школьникам начали рассказывать о том, как сделать карьеру, если увлечься швейным делом.

На Отраслевую ярмарку вакансий в конгресс-холле "Московский" отеля Holiday Inn "Московские ворота" восьмиклассники шли боязливо. Несмотря на то, что профориентация в школах Петербурга начинается еще в младших классах, большинство ребят понятия не имеют о том, что такое "легкая промышленность". Единицы вспоминают, что есть такая профессия, как швея, чуть чаще звучит слово "дизайнер".

Конечно, пройдет лет пять, и они уже будут прекрасно представлять себе, кто и как шьет одежду, но тогда будет поздно - ребята уже поступят в вузы и колледжи.

- Поэтому нужно рассказать школьникам об этих профессиях уже сейчас. И на Отраслевой ярмарке компании смогли представить не только самих себя, но и в целом всю сферу легкой промышленности, - говорит заместитель директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Елена Соколовская.

Ходы выбирались нестандартные. Например, ребятам демонстрировали короткометражки, снятые молодыми режиссерами об историях успеха. В них без утайки рассказывалось, что на уроках труда одноклассники посмеивались над мальчишками, которые выбирали шитье, о сложностях поступления в профильный институт и создания первых коллекций. И о вознаграждении за труд и веру в свой путь: дорогом авто с водителем и других атрибутах серьезного бизнесмена. В лентах показывали цеха, больше похожие на декорации к фантастическим фильмам, процесс создания одежды и обуви, который с каждым годом становится все более высокотехнологичным.

- Дети интересуются модой, но они все узнают из кинофильмов, получают искаженное представление. А здесь они смогли увидеть, чем реально живет эта сфера и узнать, где этому можно научиться, - говорит Наталья Чекалина, социальный педагог школы N 355.

На ярмарке свои стенды представили профильные вузы и колледжи. Помимо брошюр с перечнями профессий, учебные заведения привезли сшитые выпускниками модели одежды, чтобы школьники своими глазами смогли увидеть, что умеют дипломированные специалисты. Свои коллекции представили и петербургские фабрики.

Если школьников на ярмарке звали в профессию, то взрослым предлагали конкретную работу. Свои вакансии предложили более 30 компаний. Искали швей, закройщиц, модельеров, обувщиков.

- Сейчас в Петербурге не готовят мастеров по пошиву обуви, поэтому мы нередко обучаем специалистов сами, - говорит Алла Столбова, руководитель отдела персонала фабрики детской обуви "Скороход".

О том, что работодатель готов обучить работника сам, говорят и на фабриках "Рассвет", "БТК-Групп". Главное, чтобы была какая-то база.

Петербурженка Валентина Смирнова окончила техникум по специальности "швея" в середине 90-х. По профессии не работала ни одного дня: торговала на рынке, была кассиром в магазине. На досуге шила, но для себя. Сейчас решила попробовать устроиться по специальности.

- Признаюсь, я думала, меня развернут и скажут, что такой сотрудник никому не нужен. Но, оказалось, что меня готовы взять на работу и даже обучить работе с новыми машинами. Причем, зарплата значительно выше, чем в супермаркете, - говорит Валентина.

С ярмарки она уходит, сжимая в руках несколько визиток.

Конечно, одна такая ярмарка вакансий не сможет решить вопрос с кадрами в отрасли. Но как говорят участники рынка, это первый шаг. И если опыт первой ярмарки будет признан удачным, такие мероприятия будут проводиться регулярно.

Прямая речь

Николай Рогачев, заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:

- Сейчас дефицит кадров в легкой промышленности закрывается за счет привлечения рабочей силы из других стран. Специалисты из регионов России едут неохотно, поскольку легкая промышленность динамично развивается по всей стране и всем не хватает кадров. В то же время мы видим, что численность молодежи из-за последствий демографического спада 90-х сейчас невелика, и тем ценнее становится выбор специальности каждого выпускника школы. К сожалению, многие подростки, да и взрослые тоже, не знают реальной ситуации в легкой промышленности и мыслят устаревшими категориями. Поэтому очень позитивно, что сами предприятия начали просветительскую кампанию и рассказывают об отрасли в целом. Это позволяет сформировать видение привычных профессий, соответствующее реалиям сегодняшнего дня.