В социальной аптеке N30 на проспекте Октябрьской революции, 33, постоянно стоит очередь, иногда в помещении собирается по 20-30 человек. Люди пришли получить лекарства по рецептам, но многие уходят ни с чем. Почти все посетители аптеки говорят, что льготные препараты получают с перебоями и вынуждены покупать их за свой счет.
80-летняя Лидия Ворошилина пришла за лекарствами для мужа-инвалида, у которого обнаружили злокачественную опухоль. У нее в руках рецепт на бикалутамид, которого сейчас в аптеке нет, но скоро ожидается поставка. На второй прописанный врачом препарат - лейпрорелин - рецепт не дали.
- Раз в три месяца нужен укол, срок подходит, но по льготе лекарства нет, а в обычных аптеках его не найти, - говорит Лидия Георгиевна. - Три раза ходила в департамент здравоохранения, там извиняются, говорят, что медикаменты в пути.
Она рассказывает, что рецепты на льготные препараты даже не выписывают, если их нет на складе. В этом году они с мужем уже дважды сами покупали таблетки по 900 рублей за упаковку. Фармацевт сегодня взяла у нее рецепт и пообещала позвонить, когда поступит препарат.
- Мне тоже положены лекарства, но я от них отказалась в пользу ежемесячной выплаты, - добавляет она. - За два года не дали ничего, лишь однажды выписали глюконат кальция. Куда пошли деньги?
Люди, не получившие медикаменты, раздражены. И не без причины. Им приходится по несколько раз ходить к врачам, чтобы получить рецепт. Из аптеки их нередко отправляют обратно в поликлинику - все переделать из-за ошибок. А если в окошке рецепт все же взяли, то не факт, что лекарство вскоре дадут. Таких рецептов на столе у провизора целые толстые пачки, и люди сомневаются, что кто-то им позвонит, а значит придется приходить сюда снова.
- Постоянные унижения, надо ходить, просить, доказывать, - говорит пенсионерка Стелла Небритова. - Лекарств то нет, то дают другие. Из-за этого многие стали отказываться от них в пользу денег.
На весь регион осталась одна социальная аптека N30. Летом начались перебои с инсулином и другими веществами. А в конце октября наступил коллапс - единственная аптека для льготников закрылась. Сотрудники Севастопольской аптечной сети объявили забастовку - оказалось, что они несколько месяцев не получали зарплату.
Как рассказали в пресс-службе департамента здравоохранения, ГУП обанкротился летом 2017 года и не смог оплачивать счета, причиной стали непродуманные действия руководства. Глава департамента здравоохранения Антон Бахлыков, вступив в должность в середине августа, сразу сообщил, что при инвентаризации на городском аптечном складе были обнаружены просроченные лекарства почти на 30 миллионов рублей, а стоимость невыбранных запасов достигала 300 миллионов рублей. С этими нарушениями сейчас разбираются правоохранители.
ГУП решили реорганизовать в ГБУ. Сотрудникам предложили перейти на новую работу, но условия трудового контракта их не устроили, что и привело в итоге к забастовке. Аптека не работала два дня, льготники остались без лекарств, в том числе без сильных обезболивающих.
После этого в Севастопольскую аптечную сеть был назначен новый директор Никита Свирин, и лекарства снова стали выдавать.
- В аптеке N30 медикаменты отпускают два провизора, открыты дополнительные пункты выдачи в горбольницах N 3, 4, 6, 9, - рассказал он "РГ".
Но сбои обнаружились не только в работе социальной аптеки, но и в системе заказа жизненно необходимых препаратов. Так, уже несколько месяцев севастопольские диабетики жалуются на нехватку инсулина. Нужные препараты им либо вовсе не дают, либо предлагают аналоги.
- Муж принимает инсулин изофан, но его нет уже месяцев пять, врач готов выписать другое лекарство, - поделилась с "РГ" посетитель аптеки Анна Кононенко. - Но препараты диабетикам нельзя менять просто так, их надо подбирать в стационаре. Второе вещество - гликлазид - постоянно отсутствует. Сама покупаю в аптеке, два препарата выходят более 1,5 тысячи рублей.
Начальник управления организации медпомощи департамента здравоохранения Севастополя Михаил Малишевский рассказал "РГ", что в городе не было списка больных сахарным диабетом, на основе которого должны закупаться препараты на год. Проблема вскрылась летом, когда на складе закончилась часть лекарств.
- Главный эндокринолог города не составил регистр больных сахарным диабетом на 2017-й, - говорит Малишевский. - В списке был только 451 человек - 4,5 процента от числа диабетиков в Севастополе. В списках Республики Крым, для сравнения, 30 тысяч человек.
В Севастополе всего 10,5 тысячи диабетиков, из них 3,5 тысячи получают инсулин, 690 человек - по федеральной льготе и 2,8 тысячи - по региональной. К примеру, инсулин-изофан сейчас есть только по федеральной льготе, а выдать его региональному льготнику по закону нельзя. Как сообщил Михаил Малишевский, сейчас департамент в срочном порядке докупает недостающие препараты за счет региональных средств. Кроме этого, на складе в достаточном количестве присутствуют современные высокоэффективные инсулины. Правда, часть больных их пока не знает и принимать опасается.
- Сегодня эндокринологи работают с новыми инсулинами - деглудек, гларгин, аспарт двухфазный, - объясняет чиновник. - Они действуют сутки и более и значительно повышают качество жизни больных сахарным диабетом. Предыдущее поколение инсулинов действовало 22-23 часа, и чтобы точно определить дозу препарата, пациента надо было положить в стационар и следить за показателями организма. Переход на новые инсулины в большинстве случаев может производиться амбулаторно, и квалификация севастопольских эндокринологов позволяет это сделать.
Но подбирать лекарства в стационаре тоже будут - для этих целей в эндокринологическом отделении 2-й горбольницы недавно был впервые оборудован блок реанимации на три койки. Главный эндокринолог Севастополя в начале ноября был отстранен от должности, и пока ему не нашли замену, формированием списка на 2018 год занимаются сотрудники департамента совместно с врачами поликлиник.
На замену препаратов аналогами жалуются и другие севастопольские льготники. В департаменте здравоохранения объясняют: рецепты выписывают по международному непатентованному названию, по нему же формируют заявку, проводят закупку и выдают в аптеке. Чаще всего приходят лекарства российского производства, которые имеют международные сертификаты и изготавливаются под жестким контролем Росздравнадзора.
В отдельных случаях можно заказать и конкретную торговую марку, но нужны серьезные основания, например, аллергия или индивидуальная непереносимость. Для этого надо обратиться к лечащему врачу и получить заключение врачебной комиссии.
А вот отказать в оформлении рецепта, даже если лекарства нет на складе, врач не имеет права.
Сейчас в Севастополе составляются реестры всех больных, которым прописаны жизненно необходимые препараты. Как оказалось, в городе не было полных списков по многим нозологиям. Информация от врачей поступает к главным специалистам, а оттуда в департамент здравоохранения. Там заверяют, что закупки на 2018 год проведут по этим спискам, а значит льготники больше не останутся без лекарств.
- Пациенты должны действовать через своих лечащих врачей и находиться с ними в тесном контакте, - отмечает Малишевский. - Если возникает недопонимание, можно обратиться к главному специалисту или в департамент, мы готовы разбираться и помогать в каждом конкретном случае.
Татьяна Щербакова, председатель комитета Заксобрания Севастополя по социально-гуманитарным вопросам:
- Каждый главный специалист должен знать, какие препараты нужны пациентам. Эту информацию он получает от медицинских организаций и передает в департамент. Но система до сих пор не отлажена, сведения от врачей не доходят. Кроме этого, сложно найти подходящие помещения для выдачи лекарств. К 2014 году в Севастополе не осталось ни одной государственной аптеки, и сейчас необходимо задействовать лицензированные помещения в больницах. Они находятся во всех районах города, это будет удобно для пациентов.