Смысловая нагрузка
С закрытием в начале 90-х годов государственного мультцеха киргизская анимация полностью перешла в частную собственность. Но количество, качество и идейное содержание продукта независимых мультипликаторов зачастую оставляли желать лучшего. Некоторые рисованные фильмы, распространяемые сегодня через Интернет, критики откровенно называли эпатажными и низкопробными.
По мнению руководителя и режиссера нового проекта "Кыргызфильма" Данияра Абдыкеримова, мультипликация должна прививать детям нравственность, воспитывать характер, мотивировать их на хорошие поступки. Именно таким будет первое творение возрожденной в июле этого года анимационной студии.
- Делать мультфильмы - большая ответственность: они создают яркие образы, которые откладываются в подкорке человека на всю жизнь, - уверен режиссер. - Я сам из поколения, выросшего на правильных мультиках, которые учили различать добро и зло, прививали взаимное уважение. Мои работы тоже призваны не только развлекать, но и воспитывать.
Видимо поэтому за основу для мультфильма аниматоры взяли старинную киргизскую сказку. Короткая притча рассказывает о находчивом ребенке, который вопреки недоверию соплеменников-старейшин освободил свое поселение от осады воинственного хана. Эта история учит прислушиваться к мнению молодежи и находить выход из сложных ситуаций.
По ходу действия
Подобно герою мультфильма преодолевать трудности пришлось и команде аниматоров. Для начала было необходимо создать семь огромных макетов местности - натуру для съемок. Еще два с половиной месяца заняла разработка персонажей. Их автор - художник Джумгалбек Бейшебаев, больше известный под творческим псевдонимом Джум Гунн. Непосредственным изготовлением кукол занимался скульптор Нурлан Кебек уулу, создавший большинство статуэток для местных кинофестивалей. В результате получилось 20 фигурок людей и семь - животных. С "говорящими" силиконовыми персонажами разработчикам пришлось повозиться: придумывали специальный механизм, чтобы у них открывался и закрывался рот. Со зверями было легче, они просто сделаны из алюминиевой арматуры и пластилина, а сверху покрыты шерстью.
- Я сам реставрирую их, - признается Данияр Абдыкеримов, прикладывая кусок шерсти к пластилиновому боку игрушечного верблюда. - Сначала мы думали, что за три месяца успеем все сделать. Но ничего подобного. В "stop motion animation" требуется тщательная проработка персонажей. Они должны нравиться детям, быть мультяшными, интересными и понятными. По этой причине сроки выполнения проекта увеличили.
Многие премудрости метода аниматорам приходилось постигать прямо в процессе мульттворчества. Для режиссера кино Данияра Абдыкеримова, за плечами которого несколько полнометражных лент, это дебют в мультипликации. И когда руководство "Кыргызфильма" пригласило его в проект, он выбрал формат кукольной анимации из-за его максимального сходства с кино. Кроме того, режиссера вдохновил полнометражный мультфильм в стиле "stop motion" "Коралина в стране кошмаров" Генри Селика.
Другой участник съемочной группы, ведущий аниматор и монтажер Михаил Лебедев, "кукловодит" тоже впервые. Однако 22-летний парень уже 13 лет рисует мультики. Еще девятилетним мальчишкой он самостоятельно создавал и анимировал двух- и трехмерные объекты на компьютере. Сегодня у Михаила магистерская степень по анимации, полученная в Голландии, и скоро он начнет читать спецкурс по этому предмету в одном из вузов Бишкека. Но на данный момент молодой мастер мультипликации живет и "болеет" проектом "Как мальчик спас свой город".
- Для меня анимация - диагноз, - заявляет молодой человек. - Раньше я оживлял картинки разными методами, даже пробовал делать мини-анимации в традиционной технике - на бумаге. Позже работал над двухмерным российским мультсериалом "Три кота". Сейчас, когда Данияр пригласил меня на этот проект, я понял: персонажная анимация - мое.
Тысячи кадров
В небольшой студии, где дни напролет проводят Данияр Абдыкеримов и Михаил Лебедев, царит полумрак. Окна занавешены плотной черной материей. Свет на съемочной площадке исключительно искусственный. Только так удается сохранить одинаковое освещение, которое необходимо для "stop motion", где фотографируется каждый кадр.
- Однажды из-за потускневшего прожектора мы потеряли целый день съемок. С другим прибором восстановить прежнее освещение, а следовательно и картинку, не удалось, - сетует Данияр.
Сегодня работа в анимационном цехе идет в авральном режиме - съемки, параллельный монтаж и создание эффектов в готовом видео. Снимают полнокадровой фотокамерой с большим разрешением. Картинка с аппарата сразу выводится на монитор, чтобы можно было увидеть ошибки и сразу же откорректировать их.
- Частота кадров в мультфильме - 12 в секунду. Поэтому результат похож на традиционную кукольную анимацию: движения немного прерывистые, - говорит Михаил, демонстрируя первые пять секунд смонтированного видео.
Общий хронометраж мультфильма - около пяти минут. Значит, чтобы снять его, аниматорам нужно сделать около 3500 четко выверенных фотографий. Ежедневно они снимают по четыре-пять секунд фильма, чтобы уложиться в сжатые сроки. Его премьера запланирована уже на январь 2018 года.
- Наш фильм выйдет сразу на двух языках - русском и киргизском, - сообщает режиссер. - Когда все будет снято и смонтировано, пригласим актеров из театра на озвучку.
Справка "РГ"
"Stop motion animation" или кукольная анимация - последовательная съемка отдельных кадров с незначительным изменением объекта. При воспроизведении отснятого материала получается иллюзия движения.