Скоро у собственников появится возможность напрямую платить за воду, свет и тепло ресурсоснабжающим организациям. Когда это начнет работать?
Светлана Разворотнева: Законопроект, подготовленный депутатами, в начале декабря прошел первое чтение. Надеемся, что в начале 2018 года депутаты его примут. Фактически сегодня полстраны уже рассчитывается напрямую, но все они по факту являются нарушителями. А скоро каждый собственник сможет это сделать легитимно, заключив с компанией-поставщиком ресурсов договор.
Все собственники смогут напрямую заключать такие договоры с ресурсоснабжающей организацией?
Светлана Разворотнева: Пока в законопроекте есть нюансы, которые не всем нравятся. Например, такой принципиальный момент: переход на прямые договоры возможен по решению общего собрания жильцов в случае, если компания-поставщик не возражает. Второй возможный вариант - по инициативе ресурсоснабжающей организации, когда на УК висят долги за два года, причем доказанные судом.
В ряде регионов ресурсникам очень удобно ни за что не отвечать, и все свои недоимки, претензии перевешивать на управляющую компанию. В свою очередь и в управляющих компаниях не хотят это делать за них. Как быть в этой ситуации? Инициаторы законопроекта стремятся на первом этапе легитимизировать хотя бы то, что в стране и так фактически реализуется. Например, в Воронеже, Твери, Астрахани и других городах уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
Насколько собственнику будет выгодно платить поставщику? Не запутаются ли они там в платежках?
Светлана Разворотнева: В Москве уже сейчас приходят несколько платежек, а есть регионы, которым приходит несколько квитанций давно. В Курской области не первый год развлекаются с платежками, бросая людям в почтовый ящик каждый год разное число платежек.
У меня есть другие опасения: пока в тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто возникает история, когда платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму. Это может стать серьезной проблемой для потребителя.