Крым - лишь одна из глав "патриотической саги" Пономарева, события которой вот уже много лет разворачиваются в судах разных инстанций. Он регулярно подает многомиллиардные иски и к государственным структурам, и к своим бывшим клиентам - крупнейшим иностранным и российским компаниям, инвестирующим в экономику страны. В СМИ судебные разбирательства Пономарева по поводу компенсаций за аренду дизель-генераторов называют не иначе как "системным подходом": в судебном и внесудебном порядке он получил от компаний уже более 30 млрд рублей. История экс-аудитора больше похожа на попытку заработать на имидже патриота, а оказанное государством доверие сделать бесперебойным источником дохода.
В первый раз Константин Пономарев стал участником конфликта, в урегулирование которого было вовлечено государство, в 2010 году. Как рассказывали тогда СМИ, многолетние судебные тяжбы экс-аудитора с IKEA из-за все тех же дизель-генераторов и беспрецедентная сумма иска Пономарева к шведскому ретейлеру - более 18 млрд рублей - стали предметом обсуждения на высоком уровне. Нельзя было допустить даже теоретически риска того, что IKEA из-за ухудшающегося делового климата свернет инвестиции в России. Минэкономразвития России приняло решение об участии в переговорах по урегулированию спора между сторонами. По данным СМИ, посредником во всех переговорах выступал директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергей Беляков, позднее ставший заместителем министра. В ноябре 2010 года контрагенты заключили мировое соглашение, по которому IKEA выплатила компании "САЭ" Константина Пономарева около 25 млрд рублей, а тот, в свою очередь, отказался от любых претензий.
"Этим соглашением мы закрываем все обязательства сторон, никаких взаимных дополнительных требований у сторон друг к другу быть не может, это исчерпывающие требования, они погашаются той суммой", - подтверждал Беляков в СМИ и как свидетель - в суде. Однако почти сразу после того, как деньги от IKEA поступили на счет "САЭ", Пономарев заявил, что будет требовать от ретейлера еще более 30 млрд рублей. Вероятно, чтобы была возможность взыскать деньги повторно, права требования к ИKEA были уступлены другой формально независимой, но зарегистрированной на связанных с ним лиц компании - ООО "РУКОН". Уведомлений об этом не получали ни IKEA, ни Сергей Беляков, который со стороны государства был гарантом окончательного и бесповоротного закрытия всех судебных претензий. Можно сказать, что, подписывая в присутствии представителя государства мировое соглашение с IKEA, Пономарев уже знал, что обязательства не выполнит? И таким образом, уже тогда он подставил государство.
Позднее Пономарев продолжил использовать генераторы, возвращенные компанией IKEA, для извлечения дохода путем, далеким от нормального бизнеса. В 2014 году экс-аудитор направил оборудование в Крым, когда во время энергоблокады и режима ЧС там был развернут антикризисный штаб. Интересно то, как именно экс-аудитору после двух случаев "общения" с государством в рамках судебных процессов, удалось претендовать на долю от "энергобюджета" в этой крымской истории.
Официальные структуры стягивали в Крым из Сочи оборудование, которое обслуживало спортивные объекты во время Олимпиады, а также арендовали энергоустановки у компаний-партнеров. При этом кандидатура Пономарева, можно сказать, изначально была в условном "черном списке". "Кубаньэнерго" была уведомлена Советом министров Республики Крым о возбуждении в отношении Пономарева уголовного дела и возможном наложении на принадлежащие ему генераторы ареста. Однако в Крым Пономарев все-таки попал. По данным СМИ, для этого он подписал ряд фиктивных документов и искусственно создал цепочку передачи генераторов от него к аффилированным с ним же компаниям - ООО "Стар Энерго", а затем к ООО "НТТ-Конструкции". В 2016 году Пономарев подал иск к госкорпорации "Кубаньэнерго" - более чем на 5 млрд рублей за использование электрогенераторов и чужих денежных средств. Однако "Кубаньэнерго" добилась пересмотра дела в высшей инстанции, а Следственный комитет возбудил в отношении Пономарева уголовное дело по признакам покушения на мошенничество.
Сейчас Пономарев, по данным СМИ, обвиняется по пяти статьям Уголовного кодекса РФ: 159 (мошенничество), 199 (уклонение от уплаты налогов), 306 (заведомо ложный донос), 307 (заведомо ложные показания, заключение эксперта) и 309 (подкуп или принуждение к даче показаний). Ему грозит до 11 лет лишения свободы.
Уже завтра, 12 декабря 2017 года, Президиум Мосгорсуда рассмотрит жалобу Пономарева на его арест 9 июня 2017 года. Ранее стало известно, что экс-аудитор просил отпустить его на время следственных действий под домашний арест. В открытых источниках нет информации ни об одном случае, когда вопрос о мере пресечения при таких серьезных обвинениях был бы принят к рассмотрению именно Президиумом суда, то есть целой коллегией судей, которая обычно рассматривает только уникальные случаи, нарушающие единообразие судебной практики. Если суд согласится с доводами Пономарева и выпустит его под домашний арест - случай, действительно, станет беспрецедентным. Ведь это означало бы, что под домашний арест отпущен обвиняемый по целому ряду тяжелых статей, включая как мошенничество, так и преступления против правосудия.