- Ваша профессия вызывает у моего начальства подозрение, - сказал пограничник.
У меня немало профессий, но я как-то сразу догадался, что он имеет в виду именно мое журналистское ремесло, к тому же он явно уже знал, что я являюсь сотрудником ВГТРК.
Профессию поменять я не мог при всем желании. Да и не хотел. Как и телекомпанию.
- Ждите, - строго сказал пограничник. - Начальство решит.
Начальство решило: впустить в теплый во всех смыслах Кишинев. Слава богу, начальство догадалось, что за полтора дня вряд ли я смогу нанести вред республике. Да и цели такой, понятно, не было.
Цель стояла самая что ни на есть гуманистическая: прочесть лекцию "Как не стать врагом своему ребенку" на конференции любящих родителей "MAMAPAPA FORUM".
За ужином другие участники встречи: известный московский детский психолог Людмила Петрановская и знаменитый грузинский педагог и психолог Паата Амонашвили тоже говорили о проблемах, с которыми столкнулись на границе.
А потом мы стали говорить о взаимоотношениях с детьми и все объединились, вот ведь какая история. Границ не стало. Оказалось, что у российских, молдавских и грузинских детей очень схожие проблемы. Значит, и у родителей тоже проблемы похожи.
Когда мы говорим обо всяких политических вопросах, геополитике и прочих умных и очень взрослых вещах, куча вопросов возникает и нелегко договориться. Ежели речь заходит о детях, договориться тоже бывает нелегко: споры, конечно, то и дело возникают. Но объединиться все же куда проще.
Я убежден: если бы политики и граждане всех стран чаще думали о том, что нас всех объединяет желание счастья нашим детям, жить стало бы гораздо проще. А то они все ищут фундамент, на котором можно договориться. Есть такой фундамент: дети.
Только мы привыкли смотреть на них сверху вниз. Нам кажется, что мы, такие умные, замечательные взрослые, должны учить этих недорослей. Великий педагог Януш Корчак говорил, что общение с детьми - это совместная учеба: чему-то взрослые учат детей, чему-то дети учат нас. Но, как и другие слова многих гениев педагогики, эти тоже не были особенно услышаны. Воспитание - это, как правило, "игра в одни ворота".
В Кишиневе я в очередной раз убедился: теоретически все взрослые согласны с тем, что ребенок - это человек. На практике же все иначе: в нас живет неискоренимое желание относиться к детям не как к субъектам общения, но как к объектам воспитания. Задумаемся вот над чем. Больше всего на свете взрослый человек не любит, когда его воспитывают. И вот именно этим, столь ненавистным лично нам воспитанием занимаемся мы с детьми. Не просто разговариваем, не просто подаем пример, а вот именно целенаправленно учим.
А как без этого? Разве возможно? И если не целенаправленно воспитывать, то как? Разговорами? Какими? Я крайне мало встречал педагогов, которые могли бы объяснить, в чем суть педагогических открытий Ушинского, и ни разу того, кто знал бы, что именно сделал в педагогике Песталоцци. Имена известны всем, суть того, что они делали, почти никому. Но если открытия гениев педагогики не использует школа, то могут ли эти педагогические изыскания помочь родителям? Если могут, то как? Что такое сделал Песталоцци, что сегодня необходимо знать папе и маме? Как метод природосоответствия великого швейцарца может сегодня, в XXI веке, помочь родителям и их детям отыскать призвание? Почему Песталоцци считал, что призвание можно и нужно отыскать в пять-семь лет, и как он этого добивался?
Как помочь ребенку найти свое дело? - вопрос, который мы обсуждали, пожалуй, дольше и больше других. Призвание - это, если угодно, такой спасательный круг, который помогает решить многие проблемы. Но как отыскать? Как не навязать, а открыть в ребенке то, чем он сам более всего хочет заниматься?
Вопросы, вопросы... Семьсот мам и, что особенно приятно, пап пришли, чтобы обсудить это и многое другое. Задавали вопросы, спорили, соглашались... В общем, общались, абсолютно не имея в виду никакие границы. Когда речь идет о детстве - границ нет.
А придумала и организовала это все Ольга Нисенбойм - стильная, вполне себе молодая дама - мать четырех сыновей (замечу, все от одного мужа) и двух внуков. И вот, когда мы вечером сидели в гостях у нее и ее чудесного мужа Александра, по ступенькам со второго этажа стала спускаться пятилетняя внучка. А время шло к полуночи.
"Сейчас ребенка будут загонять спать", - подумал я и ошибся. Ребенка обняли, поцеловали и сказали: "Хочешь в компании посидеть? Посиди". И я понял: в этом доме к детям относятся как к людям. И еще я понял, почему именно Ольга организовала эту конференцию.
На обратном пути на границе меня никто не задерживал. Я сидел в самолете и думал, что дети даны нам Богом для того, чтобы мы не забывали, каким на самом деле прекрасным может быть человек. Ведь все младенцы чудесны, и малыши. А потом они во многом становятся такими, какими мы хотим их видеть.
Мы смотрим на детей. Дети смотрят на нас. Куда приходит детство? Оно приходит ко взрослым, больше ему некуда приходить. И потому дети главный экзамен, который мы сдаем Господу Богу.
Конференция любящих родителей в Кишиневе заставила меня еще раз подумать об этом.
Москва - Кишинев