Суть инновационного подхода к производству, провозглашенного концепцией "Индустрия 4.0", в появлении критической массы "умных" машин, производителей товаров и услуг для человечества, вступающих между собой в сетевое взаимодействие. Промышленный Интернет создает "умные" заводы, интегрированные в производственные инфраструктуры нового типа, которыми можно управлять дистанционно. Широкое использование технологий дополненной реальности становится инструментом проектирования и строительства.
"Промышленность активно берет на вооружение не просто новейшие компьютерные технологии - речь уже идет о синтезе всех современных технологий. Это иное качество изменений, а скорость, с которой они происходят, возросла многократно", - говорит ректор Российского университета нефти и газа им. Губкина профессор Виктор Мартынов.
"Такие изменения не могут не оказывать самого серьезного влияния на сферу образования, на задачи в области подготовки кадров, требуя постоянной актуализации всех учебных программ", - добавляет научный руководитель Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН профессор Валерий Салыгин.
Все более актуальным становится формирование у студентов таких компетенций, как критическое мышление, способность брать ответственность и принимать решения, выстраивать эффективные коммуникации и решать нестандартные задачи. Исключительно важно, по мнению преподавателей, научить будущих управленцев систематизировать, структурировать и интегрировать теоретические выкладки в практический опыт.
"Сегодня нефтяники все реже сами "выходят в поля", а оператор на нефтепроводе уже не крутит задвижки вручную, - рассказывает Виктор Мартынов. - Информация собирается через спутник, автоматически обрабатывается, идет обратная связь. Задача человека - создавать программы, которые управляют всеми этими сложными технологическими процессами, осуществлять контроль, обеспечивать надежность систем, безаварийность, экологическую безопасность. Реагировать на нештатные ситуации, обладая помимо опыта и знаний высокой стрессоустойчивостью".
Не отказываясь от основного фундаментального образования, ведущие вузы отрасли трансформируют его, используя двухуровневую систему обучения: бакалавриат дает базовое высшее образование для всех студентов, а магистратура - более узкую специализацию, "заточенную" под конкретные рабочие места.
Магистратура - наиболее дорогостоящая часть учебного процесса, который осуществляется с помощью базовых кафедр. Ведущие компании - будущие работодатели, помимо своих целевых студентов "отсматривающие" талантливые кадры буквально с первых дней обучения, предоставляют базовым кафедрам программное обеспечение, тренажеры, которые полностью имитируют все виды деятельности на реальном производстве. Например, на полигоне РГУ нефти и газа установлено оборудование реального трубопровода компании "Транснефть". На факультете проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта есть центр диспетчерского управления системой магистрального транспорта. Это фактически имитация рабочего места диспетчера.
"Особое место среди базовых кафедр МИЭП МГИМО занимает кафедра внешнеэкономической деятельности в области транспорта энергоресурсов, которая является базовой кафедрой компании "Транснефть", - говорит Валерий Салыгин. - Руководство и эксперты компании активно участвуют в учебном процессе: читают лекции, проводят мастер-классы, руководят подготовкой выпускных работ, участвуют в работе государственной экзаменационной комиссии. В сотрудничестве с "Транснефтью" мы реализуем уникальную практико-ориентированную магистерскую программу "Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов", которая включает стажировку в компании в течение всего периода обучения".
На базе Одинцовского филиала МГИМО МИЭП открыл три принципиально новые программы бакалавриата и магистратуры в области управления инновациями. Теперь у студентов есть возможность не только изучать новейшие учебные курсы и посещать мастер-классы руководства ведущих корпораций, но также в рамках стажировок участвовать в реализации масштабных проектов с использованием инноваций и цифровых технологий. Кроме того, в институте действует центр стратегических исследований в области инноваций и цифровых технологий, к работе которого привлекают студентов и магистрантов.
Неотъемлемая часть учебного процесса - программы дополнительного профессионального образования (ДПО), на которых ежегодно проходят обучение тысячи работающих специалистов из отраслей энергетики. Сегодня это стало еще более актуальным, ведь тех, кто отучился давно, надо постоянно доучивать, в том числе и тем навыкам, которыми молодежь уже априори владеет. Приходится постоянно повышать квалификацию и самим преподавателям, ежегодно выезжая на предприятия по программам преподавательских стажировок.