Однажды в аптеке мне вручили живой цветок - розовую герберу, а заодно и памятку о том, как заботиться о своем здоровье. По логотипу на листовке я поняла, что это - инициатива вашей компании. Что это была за акция? Зачем вы ее проводили?
Аттила Варади: Я рад, что вы зашли в аптеку во время информационной акции, и мне приятно слышать, что те, на кого это мероприятие было рассчитано, с теплом о нем отзываются. Это мероприятие является одной из составляющих нашего большого социального проекта "Неделя женского здоровья "Гедеон Рихтер", символом которого и является розовая гербера. Этот проект мы задумали и воплотили в жизнь с целью заботы о женщинах и их репродуктивном здоровье. Мы, наверное, как никто другой на фармацевтическом рынке, обладаем наибольшими знаниями и опытом в этой области: "Гедеон Рихтер" - одна из ведущих мировых компаний, которая уже более 100 лет разрабатывает и производит препараты для женского здоровья. Конечно, быть в числе лидеров - почетно, но еще и очень ответственно. Понимая это, мы уже давно начали информационно-просветительскую работу с врачами, фармацевтами и, конечно, с женщинами.
Кого вы стремитесь информировать, образовывать?
Аттила Варади: В первую очередь врачей. С ними мы работаем многие десятки лет, рассказывая о новых возможностях терапии, о современных принципах лечения, международном опыте и исследованиях, активно участвуем в фармаконадзоре. Простой пример: 5 лет назад в России появился инновационный препарат для безоперационного лечения миомы матки. Поскольку ничего подобного на рынке до того момента не было, мы были обязаны не просто донести информацию о новых возможностях, которые реально могут сохранить женщине возможность к деторождению, но и обучить врачей, как этот препарат применять.
А что с пациентками?
Аттила Варади: Что касается пациенток, наша цель - научить их ответственному отношению к своему здоровью, пониманию, как его сохранить. Причем мы понимаем, что современная женщина отличается от женщины 10 лет назад. Раньше они больше доверяли мнению врача. Сейчас же, когда много доступных других источников информации, женщины иногда готовы довериться Интернету, подругам, вместо того, чтобы проконсультироваться со специалистом и решить свою проблему при помощи врача. Такой подход зачастую неверен, он может привести к осложнениям, к бесплодию.
Вообще, наши образовательные проекты весьма разнообразны. Самый удачный - это "Неделя женского здоровья "Гедеон Рихтер". Несмотря на то что он достаточно молодой, мы запустили его в 2016 году, он стал заметным и получил уже более десятка российских и международных наград.
А публикации в газетах, журналах? Это ведь тоже востребованная вещь.
Аттила Варади: Конечно. Но с одной стороны, такие публикации ограничены в объеме, если мы говорим про печатные издания. А если говорим про Интернет, то там поток информации таков, что, не имея специального образования (а иногда и имея его), очень сложно определить степень адекватности и релевантности информации. Это, кстати, стало одной из причин, почему в 2016 году мы выступили с инициативой издания в России книги для женщин разного возраста, название которой говорит само за себя - "Вся правда о гормонах".
В книге мы выделили четыре направления, четыре темы - как женские гормоны влияют на здоровье, на красоту женщины, на ее взаимоотношения с противоположным полом и семейную жизнь, на возможности построения карьеры. Мы пригласили четырех журналистов и дали им возможность при поддержке эксперто-врачей, опираясь на существующие научные исследования, подробно рассказать о каждой сфере.
И как книгу восприняли читательницы?
Аттила Варади: Мы даже не ожидали, что она будет так востребована. Первоначальный тираж 3 тысячи экземпляров разошелся за несколько месяцев. И несмотря на то, что книга рассчитана прежде всего на широкую женскую аудиторию, надо сказать, что медицинские специалисты, которые выступали экспертами - это примерно 20 врачей разных специальностей, - оценили эту работу очень высоко, даже говорили, что в их клинике очередь на прочтение книги из числа коллег.
Каковы промежуточные итоги просветительской работы?
Аттила Варади: Мы стремимся говорить с каждой возрастной категорией женщин на их языке, подавать им информацию так, чтобы это было им интересно. При этом нужно понимать, что цель, которую мы поставили перед собой: формирование у женщин культуры заботы о своем репродуктивном здоровье, - долгосрочная. Этого не добиться быстро, разовыми акциями, если ее с раннего возраста не прививали.
Если говорить о первых результатах проекта "Неделя женского здоровья", то, по независимым данным, посещаемость гинекологов в первой половине 2016 года, того периода, когда мы начинали проект, выросла на 16 процентов! Мне как руководителю российского офиса компании это очень приятно. Если мы сделали что-то хорошее, чтобы женщины лучше себя чувствовали, могли родить больше детей, то однозначно мы движемся в верном направлении.
Вы вместе с ВЦИОМ проводите мониторинг "Индекс женского здоровья "Гедеон Рихтер". Для чего инициировано это исследование?
Аттила Варади: Это новое для России исследование, до 2016 года ничего подобного никто не проводил. Оно состоит из трех частей: одна из них касается поведенческих мотивов (частота посещений гинеколога, цель и т.д.), вторая - отношение к гормональной контрацепции, третья часть меняется в зависимости от тематики проекта "Неделя женского здоровья", т.к. Индекс и презентация его результатов являются его частью. В 2016 году мы задавали вопросы о симптомах и знаниях методов лечения миомы матки, в этом году разбирались в хитросплетениях взаимоотношений пациентки и врача-гинеколога. Примечательно, что три четверти россиянок все же находят время, чтобы раз в полгода или год посетить гинеколога с целью профилактики. И это хорошие цифры. И, как мы выяснили, большинство женщин предпочитает наблюдаться у одного врача, а тех, кто постоянно меняет врачей-гинекологов для проведения профилактического обследования, - лишь пятая часть.
По моему опыту, до сих пор многие женщины живут в стереотипах о гормональной контрацепции, некоторые врачи в них также уверены. Что по этому поводу можно сказать - меняется ли представление о ней?
Аттила Варади: За последние десятилетия знания в гинекологии поменялись: методы лечения, лекарства изменились. Если 30-40 лет назад содержание гормонов в контрацептивах исчислялось миллиграммами, то сейчас это микрограммы действующего вещества, то есть на несколько порядков ниже. Просто мы стали лучше понимать механизм действия гормонов и физиологию их действия и применяем современные технологии в производстве.
Поэтому контрацептивы 60-70-х годов и препараты, которые есть сейчас, - несопоставимы и по эффективности, и по уровню безопасности. Более того, современные контрацептивы помогают не только избежать нежелательной беременности, но и решить другие проблемы. Например, отрегулировать менструальный цикл.
Вообще, наука, особенно медицинская, не стоит на месте. Конечно, новых физиологических гормонов не придумаешь, все уже придумала природа. Задача нас, современных производителей, сделать так, чтобы работать над совершенствованием таких препаратов, делать их более безопасными, удобными для приема, а также внедрять инновационные цифровые устройства, помогающие женщинам лучше следить за репродуктивным здоровьем. Это - залог здоровья и благополучия их семей, нашего общества в целом.
Мы говорим сегодня в основном о социальной ответственности крупных компаний. При этом есть ответственность, которая направлена на все общество. И есть ответственность в отношении своих работников. Вы заботитесь о здоровье сотрудников компании?
Аттила Варади: У нас есть много инициатив для того, чтобы сотрудники, работая в компании "Гедеон Рихтер", лучше себя чувствовали, им было комфортно. У нас, например, широкий спектр страховок, включая программу дополнительного медицинского страхования для члена семьи. Мы предоставляем каждому сотруднику дополнительные четыре дня к ежегодному отпуску. В офисе компании каждый день доступны свежие сезонные фрукты. В ближайших планах - организация релакс-зоны, чтобы в течение дня можно было немного размяться, заняться спортом или, наоборот, уединиться и отдохнуть в массажном кресле. Одним словом, мы стараемся заботиться не только о здоровье российских женщин, но никогда не забываем и о своих сотрудниках, обеспечивая им здоровые и комфортные условия труда.