Парламентарии занимаются этой проблемой с прошлой осени, год назад верхняя палата после горячих споров одобрила закон о двухлетних налоговых каникулах для сиделок, горничных и репетиторов. Своего скепсиса относительно эффективности этой меры для вывода самозанятых из тени сенаторы не скрывали. Результаты первого года эксперимента показывают, что сомнения были обоснованными. По словам замначальника управления налогообложения юридических лиц ФНС России Александра Водовозова, по состоянию на 1 декабря в налоговых органах зарегистрировались 812 лиц, оказывающих упомянутые услуги. В то время как минфин оценивает количество самозанятых во всех сферах деятельности в 12-15 миллионов человек.
Предполагается, что за время налоговых каникул правительство и парламент выработают концепцию налогообложения самозанятых. Такое поручение в прошлом году дал Федеральному Собранию президент Владимир Путин в ходе своего ежегодного Послания. "Порядка 15 раз этот вопрос на разных площадках рассматривался, и в правительстве, и в Госдуме, и в администрации президента, только у нас, в Совете Федерации, мы четыре раза собирались, - рассказал глава Комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. - Но, к сожалению, мы продвинулись не очень далеко". "У нас есть три месяца, - заявил он. - Во второй половине марта надо уже вносить (законопроект в Госдуму. - Прим. "РГ"), потому что до 1 января 2019 года, когда налоговые каникулы заканчиваются, остается совсем мало времени".
Продлевать срок налоговых каникул смысла нет, считает замдиректора департамента налоговой и таможенной политики минфина Рубен Саакян - вряд ли активность регистрации граждан в налоговых органах будет больше, чем в этом году.
Главное - за оставшееся время продумать систему стимулов для самозанятых граждан, полагает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. Сейчас, подчеркнул он, пенсионное и медицинское обеспечение для тех, кто платит налоги, и для тех, кто не платит, практически одинаковое. "Для людей, которые сегодня не зарегистрировались, стимулов регистрироваться нет. Если была бы большая разница в пенсии, в медицинском обеспечении, то тогда, наверное, стимул появился бы", - полагает он. Штогрин также заявил, что сумма налога должна быть подъемной, и привел в качестве примера Крым и Севастополь, где местные власти установили стоимость патентов на уровне одного процента от дохода. Итог - пятая часть всех патентов в России выдается именно в Крыму. Заслуживает внимания и опыт Казахстана, считает Штогрин, где индивидуальные предприниматели без наемных работников и с доходом не более 1,4 миллиона рублей могут работать по патенту и платить два процента от дохода, один - как подоходный налог, один - как социальный.
В Пенсионном фонде России готовы изучить опыт коллег, заявила замглавы ПФР Наталия Петрова, однако настаивают на том, что размер взноса не должен быть меньше одного индивидуального пенсионного коэффициента, сейчас это 26,5 тысячи рублей. "Уплата взносов в меньшем объеме не позволит сформировать никаких пенсионных прав", - заявила она.
Сложные вопросы налогообложения эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация".