"Конституция" - слово, имеющее два смысла.
Это - формальный документ об устройстве политической Системы страны.
Это - фактическое описание строения "тела", в данном случае - политического "тела" страны.
В истории России XX-XXI веков эти два понятия пересекались по-разному, и эволюция довольно поучительна. Еще в XIX веке идея Конституции составляла предмет "бессмысленных мечтаний" либералов, желавших перетащить страну с ее "органической колеи" на "общеевропейский путь". Народ, который собирались осчастливить Конституцией, понимал дело по-своему, как известно, солдаты, которых "отцы-командиры" вывели в декабре 1825 г. на Площадь, считали, что Конституция - жена будущего царя Константина. И в чем-то угадали будущее России точнее, чем их "франкоязычные" офицеры...
Затем Конституцию готовил Александр II, но народовольцы успели его убить чуть-чуть раньше, чем он порадовал народ этим документом.
Впервые то, что можно считать "Конституцией", было даровано России Николаем II в 1905-1906 годах. Это был Ма нифест, законы о выборах Думы и т.д. При этом слова "парламент" и "конституция" были непереносимыми, лично оскорбительными для Святого Государя. Самый надежный способ делать карьеру при Дворе состоял в том, чтобы ругать и по возможности нарушать эти "ненавистные и основные" законы.
Большевики приняли Конституцию РСФСР в 1918-м, Конституцию СССР - в 1924 г. Это были "маскировочные шторы". Дело в том, что МЕХАНИЗМ РАБОТЫ Государства не был прописан в Конституции. Наоборот, тщательно скрывался, хотя в общем все его отлично представляли. Можно сказать, что большевики - заговорщики, которые в результате заговора взяли власть в государстве и само государство превратили в орудие своего заговора. Подлинная конституция (т.е. устройство) тоталитарного государства была проработана гениальным социальным конструктором "инженером Ульяновым", доведена до совершенства его лучшим учеником Сталиным.
Сама Машина Власти, машина Диктатуры - Партия + ВЧК (ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ) вообще НИКАК не обозначались в Конституции, где рассказывалось о "Советах". Между тем они даже советы Партии давать не смели - их дело было просто выполнять ее приказы. Кстати, "конституция Партии", т.е. ее Устав, хоть и был ближе к какой-то реальности, но тоже в основном описывал несущественные детали или прямо лгал ("высшей властью" считался Съезд Партии, который был лишь пышной ширмой, за которой стояла реальная власть Генсека и Политбюро). Так возник "двойной контур Теневого Государства".
Принцип "Конституции - обертки-обманки", Конституции, призванной "закрывать листком" подлинную Власть, был доведен до издевательского блеска в 1936-м, когда накануне Большого Террора была принята новая Конституция, а в декабре 1937-го состоялись первые "прямые, равные, тайные выборы" в ВС СССР.
Большим прогрессом стала абсолютно забытая ныне "брежневская Конституция 1977 г.". Прогресс был именно в той статье 6 о "руководящей роли КПСС" (без уточнений!), которая вызывала самую жестокую критику. Но так или иначе "Призрак Коммунистов" хотя бы бродил по тексту Конституции - "подошвы шаркнули по реальной земле".
Понятно, что в дальнейшем в Конституцию были внесены "поправки", которые ее полностью перевернули с головы на ноги (1990-1991 гг.) - та самая "роль КПСС" была отменена, появился пост Президента, введена частная собственность и т.д. Но "на ногах" СССР стоять не мог - упал и рассыпался. Параллельно принимались конституции РСФСР - копии общесоюзных (последняя образца 1978 г. подверглась тем же "постсоветским правкам", оставившим от нее рожки да ножки)...Вот эта "инвалидно-советская коляска", где высшей властью объявлялся "съезд народных депутатов", в точном соответствии со своей конструкцией, все ускоряясь, влетела в октябрь 1993 г. - врезалась в стену Кремля. Я считал, что тогда Ельцин был прав, считаю так и сегодня. "Съезд" был вообще не функционален, это просто долгий митинг, а его лидеры - Хасбулатов и Руцкой - напоминали "смех и грех". Причем дело вовсе не в их личностях (в окружении Ельцина тоже хватало... разных персонажей). Нет, просто сама форма Парламентской Республики - идеальная для малых европейских стран, для конституционной монархии в Англии и даже для большой Федеративной Республики Германии - по опыту 1990-1993 гг. в России обернулась утопией, "скверным анекдотом". Спасибо, что не кровавым. Во всяком случае с установлением "президентской монархии" кончился хаос, что очень немало для любой страны.
Да, Конституция 1993 г. дает огромную, необъятную власть Президенту, который "определяет основные направления внутренней и внешней политики" (гл. 4, ст. 80, пункт 3). Президент - ствол всей Системы Власти (Вертикаль!), другие ветви - действительно "ветви". Причем в отличие от "двойных" конституций СССР ("советы" пишем, "ЦК КПСС" в уме") механизм власти описан открыто. Понятно, какая ответственность (историческая, в конечном счете!) лежит на Президенте, сколько весит "шапка Мономаха". Понятно и какие политические риски тут заложены. Но в нашей стране концентрация власти - условие необходимое, хотя само по себе и недостаточное для проведения тех самых "структурных реформ". До 1994 г. стоило огромных сил тащить их "через зубья Съезда", а реально приватизация, которая при всех уродствах была абсолютно необходима, пошла только при новой Конституции, как и реформы 2000-х (налоговая, скажем).
Сейчас все согласны, что стране необходимы новые реформы. Будут ли они (и какие именно!) проводиться - вот основная политическая интрига президентского срока 2018-2024 гг..