К двух- и даже трехуровневым автомобильным развязкам в районе МКАД москвичи уже привыкли. Двухэтажные железнодорожные пути берут свое начало на Курском вокзале. В районе Реутова Горьковская дорога разветвляется. Часть поездов идет прямо - в Железнодорожный, во Владимир, а часть поворачивает налево - в Балашиху.
"По сути, здесь существует такая же проблема, как на автомобильной дороге, когда машинам надо повернуть налево, но для этого приходится сначала пропустить встречный поток. А поскольку это железная дорога со своим интенсивным расписанием, то разводить поезда всегда очень сложно", - говорит Юрий Егоров, координатор проекта Архнадзор.
Сейчас здесь идет стройка - железнодорожная эстакада готова уже наполовину. Как рассказали "РГ" в пресс-службе Московской железной дороги, после завершения работ электрички в Балашиху пойдут сверху. Поезда дальнего следования, а также электрички на Железнодорожный, в том числе и скоростные, поедут снизу. Протяженность эстакады составит 1,7 км. Она будет готова в 2018 году, до 2020 строители проложат пути и запустят поезда.
Эксперты предполагают, что похожие решения могут быть использованы и при создании Московских центральных диаметров, которые в столице сейчас намерены превратить по сути в наземное метро. Не испортят ли они облика столицы?
- "Если все будет сделано разумно, с точки зрения архитектуры, инженерии, конструкции эстетически осмысленно, почему бы нет, - говорит Николай Шумаков, президент союза Московских архитекторов. - Для такого большого мегаполиса, как наш, разнообразные проекты двух-трехуровневых развязок, железнодорожных или автомобильных, всегда интересны.
Илья Терешко, замруководителя департамента исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий напомнил, что организация двухэтажного железнодорожного движения в мире существует, например, на подъезде к "Центральному вокзалу Нью-Йорка" (Grand Central Terminal) на Манхэттене. "В целом, в стесненных условиях плотной городской застройки организация движения в два яруса могла бы стать одним из перспективных направлений развития железнодорожного сообщения, но и существенный рост затрат по сравнению с традиционными решениями тоже очень вероятен", - отметил эксперт.
По словам Юрия Егорова, Архнадзор со своей стороны будет внимательно следить за реализацией проектов Московских центральных диаметров - памятников вдоль железных дорог в Москве хватает.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"