На 985 автозаправочных станциях и восьми нефтебазах Татарстана в текущем году отобраны, а затем лабораторно испытаны 1 829 проб.
Несоответствие отдельным требованиям ГОСТа и Технического регламента Таможенного союза (ТС) выявлено только в 58 образцах или в 3,2 процента от всех проб. В том числе из 1233 проб бензина за весь 2017 год несоответствия найдены в 22-х, из 596 проб дизтоплива - в 36.
Много это или мало - 3,2 процента? Для сравнения: по России уровень нарушений среди АЗС составляет 11 процентов, в том числе у крупных заправочных сетей - 3,5 процента. В Татарстане же к таким крупным компаниям, как "Татнефть-АЗС Центр" и "ТАИФ-НК АЗС", нареканий нет. Показатель нарушений нулевой.
В этой сфере в Татарстане наблюдается, в целом, положительная динамика, считает начальник УРИТЭР Роберт Гилязиев. Достаточно сравнить с 2005 годом, когда 22,7 процента (!) проб дали отрицательный результат. Вопросы качества моторного топлива находятся под постоянным контролем руководства республики, подчеркнул он.
В чем заключаются нарушения? Больше всего отклонений от ГОСТа приходится на превышение содержания серы. Это стало характерным в целом для России в последние два года, что можно объяснить введением в обращение моторных топлив исключительно 5 класса. В них содержание серы не должно превышать 10 мг на килограмм (10 ppm) топлива, тогда как у 4 класса этот показатель был 50 ppm. А лаборатория фиксирует любые отклонения от установленных требований, если они даже не очень большие, отметил Гилязиев. По его словам, не выявлено ни одного нарушения, критичного для работы двигателя. Те доли превышения, о которых речь, не могут одномоментно вывести из строя машину, это больше вопрос экологии.
Подавляющая часть нарушений, по информации УРИТЭР, выявлена на АЗС малых компаний и частных предпринимателей. На брифинге были названы заправки-"рецидивисты". На них, оказывается, практически нет управы. При этом на долю трех упомянутых выше сетевых компаний приходится 45 процентов заправок и нефтебаз республики. Реализуют они три четверти всего объема топлива, в том числе "Татнефть" и ТАИФ - примерно по 30 процентов.
В этом контексте Роберт Гилязиев высказался в пользу вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), в составе которых есть и НПЗ, и сети АЗС.
- Все наши НПЗ - ТАНЕКО, ТАИФ-НК и Кичуйский завод "Татнефти" - отпускают только качественное топливо - это я вам на 100 процентов гарантирую, - заявил он. - Не станет крупный завод подмешивать в свой продукт нестандартную продукцию, тем самым портить свою репутацию.
По его словам, качество может ухудшаться в цепочке на пути к АЗС, особенно на мелких посреднических нефтебазах, где могут происходить манипуляции. Бывают случаи, когда в цистерну, где накануне перевозился бензин, без очистки заливают дизтопливо (это свойственно малым компаниям с минимальным автопарком). А ведь даже небольшой бензиновый остаток отрицательно влияет на температуру воспламенения горючей смеси.
У ВИНКов же, как известно, контроль по всей цепочке от НПЗ до заправочного пистолета ведется жестко, в том числе с помощью собственных стационарных и мобильных лабораторий, спутникового слежения за бензовозами.
В 2018 году ТАНЕКО начнет выпускать автобензины (пока НПЗ производит только дизтопливо). Это должно положительно сказаться на розничном топливном рынке республики с точки зрения качества, а также сдерживания цен, считает Роберт Гилязиев. Сегодня в Татарстан завозится около 500 тысяч тонн бензина из других регионов, а новое производство перекроет эту потребность. Сокращение логистического плеча поставок, исключение из цепочки нефтебаз также являются благоприятными факторами.
- Ведь и хранение на нефтебазах стоит недешево, - добавил руководитель УРИТЭР.
Кстати, о ценах на моторное топливо. В Татарстане они не выше средних по Приволжскому федеральному округу (ПФО), и татарстанские автозаправщики повышают их не первыми - такие выводы сделаны на основании объективных данных мониторинга в республике и соседних регионах.
Итак, ТАНЕКО. Самый современный на постсоветском пространстве, построенный с применением передовых технологий и оборудования нефтеперерабатывающий комплекс в будущем году планирует выпустить 875 тысяч тонн автобензина. То есть, завод не только закроет "брешь" в Татарстане, но и обеспечит разветвленную сеть "Татнефти" за пределами республики. Заправляя теперь уже всей линейкой собственного топлива, "Татнефть" будет давать уже 100-процентную гарантию высокого качества.
Рынок ждет новый продукт "Татнефти" под впечатлением успеха танековского дизельного топлива "Евро-5", аналогов которому в России нет. Высокое цетановое число ДТ "ТАНЕКО" - до 60 при требовании не ниже 51 для летних сортов топлива и 47 для зимних - обеспечивает хорошую воспламеняемость дизтоплива и улучшенный процесс сгорания топлива. Содержание серы - менее 3 ppm при допустимом в 10 ppm. Это не только снижает вредные выхлопы, но и предотвращает коррозии. В результате замедляется износ двигателя.
Еще одно преимущество дизтоплива "ТАНЕКО" - низкое содержание полициклических ароматических углеводородов: 0,1-0,2 процента при норме не более 8 процентов. Это позволяет увеличивать ресурс двигателя и обеспечивает его высокие мощностные характеристики. В противном случае "ароматика" ведет к засмаливанию и нагару в камере сгорания, на поршнях, в форсунках двигателя.
Другой плюс танековского топлива водители оценили в межсезонье. Традиционно переход с летнего на зимнее топливо считался одним из недостатков дизельных двигателей. Смешивание разного вида горючего приводит к его замерзанию в топливной системе из-за кристаллизации парафинов. Поэтому российские производители часто добавляют в зимнее дизтопливо различные присадки. Но дизель "ТАНЕКО" в этом не нуждается - он уже готов к употреблению без всяких миксов.
Фактически дизтопливо премиум-класса "ТАНЕКО" - это уже "Евро-6", стандарт которого готовят ввести в Европе. Так утверждают специалисты отрасли, основываясь на результатах независимых экспертиз.
Ставка "Татнефти" на обеспечение своей сети собственным высококачественным топливом побудила приступить к масштабному переформатированию заправок, включающему привлекательный дизайн и развитие сопутствующего сервиса. Многие прорывные идеи в отрасли находят свое воплощение в первую очередь в сети АЗС "Татнефть", утверждает признанный эксперт топливного рынка, директор "Центра технологий конкуренции" Евгений Коротин.
- Это подчеркивает их стремление быть лучшими на рынке, нацеленность на успех и умение решать самые сложные задачи, - считает он.
Коммерческий директор ООО "Консалтинговая Компания "ОМТ-Консалт" Радик Саитов отмечает, что в последние годы сеть "Татнефть" увеличивает обороты не только по объемам реализации, но и предлагает новые для рынка подходы к развитию клиентского сервиса. По его словам, основа успехов "Татнефти" - это, в первую очередь, многолетнее безупречное качество продукции и наличие всего спектра востребованных клиентами услуг.
В специализированных интернет-ресурсах многие ставят заправкам "Татнефти" самые высокие баллы.
- Без жалоб клиентов у такой разветвленной сети, конечно, не обходится, но их очень мало, а обоснованные претензии решаются практически на месте, - говорит ведущий инженер группы рекламы и программ лояльности Управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО "Татнефть" Рамиль Гизатуллин. - Что касается задокументированных претензий на качество топлива, то ни одна из них не подтвердилась.
И такая картина наблюдается последние пять лет. Это подтверждают дотошные обследования УРИТЭРа.
- С 2005 года в Татарстане работает система добровольной сертификации автозаправок - единственная в своем роде в России, - рассказал заместитель начальник управления Шамиль Гумеров. - Эта система зарегистрирована в Росстандарте. Самая ее активная участница - "Татнефть". У компании есть три аттестованные лаборатории - на нефтебазах в Бавлах, Набережных Челнах и Альметьевске. У них есть и мобильная лаборатория. Это добросовестная компания, которая борется за свой имидж и идет в ногу с мировыми стандартами не только по качеству топлива, но и по дополнительному сервису.
Правда, появилась неожиданная проблема. Укрепление позиций "Татнефти" на топливном рынке вызвало противодействие в виде серии недобросовестных публикаций, носящих явно "заказной" характер. Фейковые отзывы на некоторых интернет-ресурсах используются для крикливых заголовков.
- Наша задача состоит в том, чтобы бороться не только с некачественным топливом, но и с искажением фактов, дискредитацией добросовестных компаний, - говорит Шамиль Гумеров. - Для этого оглашаем итоги своих обследований, приглашаем прессу. Однако некоторые, по большей части "желтые" издания, даже наш брифинг использовали для того, чтобы вырвав слова из контекста, "плюсы" превратить в "минусы". Используется такой "невинный" прием, когда акцент сделан на негативных фактах, при этом в качестве иллюстрации тут же дается фото узнаваемых добросовестных компаний, к которым у нас претензий нет. Будем считать это признаком успеха.
На правах рекламы