В высшую школу приходят инновационные формы и направления обучения

Отличительной чертой сегодняшнего высшего образования является разнообразие его форм и направлений. Хотя основные программы подразумевают подготовку по профессиональным стандартам, каждый университет находит и оригинальные форматы, и новые подходы к модернизации образовательного процесса.

Первое, что сделали в Уфимском государственном нефтяном техническом университете после получения статуса опорного, был реинжиниринг образовательной деятельности.

- Изменения реализуются в формате индивидуализации обучения. В любом потоке студентов нет даже двух одинаковых по способностям студентов. Поэтому мы стали реализовывать разные образовательные модели. Помимо программ академического бакалавриата ввели образовательные модули прикладной инженерной подготовки, сетевого взаимодействия, электронного обучения, так называемые "корпоративные" семинары, программы специалитета и те, что реализуются с углубленным изучением иностранных языков, - рассказывает ректор вуза, профессор Рамиль Бахтизин.

Помимо этого, в образовательные программы включили проектно-ориентированные модули, которые студент выбирает самостоятельно. Университет расширил число программ, реализуемых в формате "двойных дипломов" как с отечественными, так и с зарубежными вузами-партнерами. А с этого учебного года начал реализовывать "внутривузовские" магистерские двойные дипломы. Еще одни новый для вуза формат - предоставление грантов студентам на реализацию их инициативных проектов.

А в Марийском государственном университете создали целое новое направление подготовки - медицинский факультет. Первый набор на него МарГУ объявил в преддверии 2014-2015 учебного года. Необходимость подготовки медицинских работников высшей квалификации внутри региона назревала не один год. Открытие в вузе этого нового направления в республике расценили как сенсацию, назвав "прорывом в системе образования Марий Эл". Уже в первую приемную кампанию на факультет было подано больше 400 заявлений. На обучение было принято 90 человек, из них 30 иностранцев - из Таджикистана, Украины и нескольких стран Африки.

Медицинское направление создавалось, что называется, "с нуля". В январе 2014-го после получения разрешения на открытие новых специальностей от Рособрнадзора по решению главы республики факультету были переданы образовательные площадки в центре Йошкар-Олы, расположенные вблизи лечебных учреждений.

Как рассказал "РГ" проректор Марийского госуниверситета по научной работе и инновационной деятельности Анатолий Леухин, вуз приобрел собственное оборудование для теоретических и практических занятий медицинского профиля. Однако в основном используется инфраструктура республиканских стационаров, поликлиник и клиник.

По прогнозам местных властей, уже в недалеком будущем в здравоохранении республики будет преодолен кадровый голод. Надеются также, что удастся остановить отток абитуриентов в другие регионы, в вузы того же профиля.

Несмотря на молодость, медицинский факультет МарГУ успел завоевать популярность. Конкурс доходит до 10 человек на место, и все претенденты демонстрируют высокие баллы ЕГЭ. Популярен он за рубежом, больше всего студентов учится из Индии - МарГУ по их числу занимает одну из лидирующих позиций среди российских вузов. Причем их обучение оплачивается не из российского бюджета, как предполагают несколько госпрограмм, а за счет их собственных средств. МарГУ также включен в тот небольшой перечень российских вузов, диплом которых признается в Индии. Кстати, занятия для иностранцев в вузе проводят на английском языке, ведут их преподаватели, прошедшие специальную подготовку.

На финишную прямую выходит и проект Самарского государственного технического университета по разработке уникального не только для страны, но и для всего мира продукта - программного комплекса VR для профессионального изучения иностранных языков.

- Технологии и методики, которые используются сегодня в преподавании иностранных языков, отстают от запросов работодателей. Студенты также ориентированы на новые технологии. Мы попытались максимально объединить образовательные задачи и возможность использовать инновационные средства обучения, - рассказала "РГ" руководитель команды - кандидат психологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков СамГТУ Виктория Доброва, у которой в 2016 году возникла идея проекта. - У тех, кто учит язык по этой технологии, повышается мотивация, снимаются все возможные языковые барьеры, ведь курс объединяет обучение и игру. Студент надевает очки виртуальной реальности и попадает в реальную профессиональную атмосферу.

В планах команды разработка языковых курсов для разных профессиональных сфер. Первый продукт ориентирован на студентов таможенной специальности и уже работающих специалистов для изучения профессионального языка. "Разведчик" команды, экономист-аналитик Дарья Дорофеева уверена, что созданная программа более чем перспективна и будет востребована на мировом рынке образования. В начале следующего года, когда проект будет завершен, ребята собираются создать свое малое инновационное предприятие при опорном вузе.

Свои наработки - в Воронежском государственном техническом университете.

- Когда о поддержке студенческого предпринимательства заговорили на федеральном уровне, мы поняли, что в нашем вузе есть все условия для того, чтобы начать это делать в пилотном режиме. Тесные контакты с производством налажены давно, учебные работы наших студентов связаны с реальными нуждами воронежских предприятий и муниципальных образований, - рассказала "РГ" проректор по качеству образовательного процесса ВГТУ Вера Почечихина. - Мы перевели несколько программ на образовательные технологии проектного обучения и ввели для них модуль "Технологическое предпринимательство". Первыми слушателями в ноябре-декабре 2017 года стали 52 магистра. С февраля 2018 года включаются 280 бакалавров, а с сентября 2018 года модуль еще расширится.

- Создание центра аддитивных технологий позволило нам сформировать современную материальную базу для учебного процесса инженерно-технических направлений, - рассказал ректор Костромского государственного университета Александр Наумов. - Это оказалось интересным как для производителей оборудования, так и для потребителей высокотехнологических продуктов. Проект стал основой для системной трансформации практикоориентированного обучения и подходов к организации дополнительного профессионального образования, прикладных научных исследований.

Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ:

- Нам надо думать о российском образовании в целом, а не только о поддержке ведущих федеральных вузов, которых вполне достаточно. И финансирование на них выделяется достаточно большое. Они участвуют в различных программах, включая Проект "5-100" и так далее. Но зачастую мы сами своими действиями оголяем регионы, лишая их возможности впоследствии получить хороших специалистов. Когда нет серьезной поддержки региональных вузов, оттуда уезжает наиболее подготовленная молодежь в ведущие вузы и ведущие вузовские центры. Уезжают молодые преподаватели. В результате в России происходит централизация системы высшего образования - в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Красноярске, что, на мой взгляд, совершенно недопустимо. Нам нужны сильные региональные вузы и соответствующая их финансовая поддержка. Я - за опорные университеты!

Ирек Ялалов, глава администрации Уфы:

- Годы учебы в Уфимском нефтяном техническом университете, он тогда назывался Уфимский нефтяной институт, вспоминаю всегда с теплотой. Для нас, студентов, было гордостью учиться в образовательном учреждении, прошедшем сложный путь становления от правопреемника Московского нефтяного института имени академика И.М. Губкина, до самостоятельного, опорного вуза республики.

Сегодня Уфа испытывает серьезный дефицит инженерных кадров. Подготовку специалистов в области точных наук, на мой взгляд, нужно начинать в школах и продолжать в вузах. В этом плане у УГНТУ есть и весомые достижения, и очень серьезный потенциал. Городу нужны высококвалифицированные инженеры в области строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, нам нужны архитекторы, специалисты в сфере инженерных сетей, формирования городской среды. Я надеюсь, что и в последующие годы мы будем сотрудничать с УГНТУ в вопросах подготовки этих кадров.

лица

Денис Кочетов, аспирант кафедры технологии машиностроения Владимирского государственного университета - участник одного из важных вузовских проектов по разработке модели роликовинтовой передачи для реверсивного устройства отечественного самолета МС-21.

Проект уже получил статус межрегионального и вышел за пределы ЦФО. Эта тема заинтересовала его еще в период обучения в магистратуре, так как роликовинтовые механизмы очень перспективны в различных областях машиностроения.

При разработке технологии их изготовления важным этапом является изготовление криволинейного профиля резьбы на роликах. Денис наладил и отработал эту технологию, применив оборудование с числовым программным управлением, в том числе и размещенное на кафедре.

В планах Дениса - привнести в эти механизмы что-то новое и добиться, чтобы разработанные вузом механизмы прочно вошли в номенклатуру механических передач. Для этого требуется основательная теоретическая и технологическая проработка, а также большое количество экспериментальных исследований.

Кочетов планирует защитить кандидатскую диссертацию.