Волгоградский государственный технический университет разработал стратегический проект по привлечению самых талантливых абитуриентов. От привычных всем курсов "политехники" отказались. Ставка сделана на профильные олимпиады, тематические зимние и летние лагеря, а также кружки.
- Сеть различных кружков, существовавшая много лет, деградировала из-за недофинансирования, - рассказал "РГ" проректор вуза Александр Навроцкий. - Мы отошли от курсов подготовки к экзаменам и предлагаем такие направления, как 3D-техно-логии, робототехника, новые материалы. Действуем через формирование мотивации: получив на кружке задание, школьник сам сталкивается с необходимостью освоить информацию, например, о новых материалах.
- Одним из примеров отбора и развития будущих абитуриентов может служить наш проект "Система сервисов развития инфраструктуры местных сообществ", развивающий бесплатные услуги для жителей региона, - говорит ректор Марийского госуниверситета (МарГУ) Михаил Швецов. - Помимо очень популярной программы бесплатных юридических консультаций - выездных и в режиме онлайн, большим успехом среди школьников пользуется проект по повышению финансовой грамотности "Мой первый бюджет".
В Орловском госуниверситете имени И.С. Тургенева при поддержке правительства и ведущих предприятий региона прошел первый чемпионат профессионального мастерства по 19 компетенциям, в котором приняли участие 14 колледжей.
- Площадки конкурса посетили более 2500 школьников, - рассказывает ректор ОГУ Ольга Пилипенко. - Кроме того, наш университет стал региональным центром Всероссийского конкурса проектных работ школьников "Таланты и успех". Внедрена система грантовой поддержки талантливой молодежи, что увеличило количество победителей олимпиад, поступивших в вуз, в 10 раз.
- В рамках стратегического проекта "Инженерный лифт" мы создали Центр свободного доступа с детскими лабораториями, где ребята с 1 по 11 класс работают в составе команд над проектами по актуальным инженерно-техническим тематикам, - рассказал ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев.
- Выпускники Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова руководят крупными предприятиями, возглавляют структуры в региональных и местных органах власти, авторитетные общественные объединения, становятся создателями и собственниками бизнесов, - рассказал ректор ЯрГУ Александр Русаков.
В Калмыцком государственном университете им. Б.Б. Городовикова считают, что вуз должен быть главным поставщиком кадров и компетенций для региональной экономики. Этому способствуют возможность участия в разных проектах и научных стажировках. - Наши студенты ежегодно стажируются за рубежом, в этом году они побывали в 17 странах, - говорит ректор вуза Бадма Салаев. - На базе университета действует более десяти учебно-производственных и образовательных центров, в которых они могут реализовать свои инновационные разработки. Результат - налицо: если в 2011 году вуз подал лишь четыре заявки на оформление патентов, то сейчас их более 200.
Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области:
- Череповецкий государственный университет готовит кадры не только для Вологодской области, но и для всей страны. Выпускники вуза трудятся в управлении крупного металлургического комбината "Северсталь", в мэрии города Череповца, правительстве и законодательном собрании области. Многие работают в сфере образования, физкультуры и спорта. Сюда приезжают учиться ребята более чем из 30 регионов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В этом году впервые был объявлен набор на такие специальности, как робототехника и мехатроника, начата подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.
ЧГУ проводит фундаментальные и прикладные исследования по всем основным областям научного знания. Среди них есть проекты международного уровня, результаты которых признаны в стране и за рубежом.
Вуз активно принимает участие в создании стратегических программ региона, и в среднесрочной перспективе его деятельность направлена на решение приоритетных задач развития области на период до 2030 года. Это формирование пространства, создающего условия, при которых человек востребован новой экономикой, успешно развивается, реализуя свой личностный и трудовой потенциал. Наш университет должен стать реальной опорой региона, региональным лидером образования, вносящим значительный вклад в инновационное развитие и повышение конкурентоспособности области.
Ольга Назайкинская, руководитель центра образовательных разработок Московской школы управления "Сколково":
- Для опорных университетов, драйверов развития своих регионов, необходимы хорошо налаженные коммуникации как с реальным сектором экономики, так и с местной администрацией. Тесное партнерское взаимодействие позволит быть максимально адекватными при подготовке кадров, хорошо понимать потребности реального сектора и сегодня, и через пять, а то и десять лет, своевременно вносить коррективы в учебные программы. Одной из форм такого содержательного взаимодействия может быть, например, привлечение представителей предприятий в качестве практиков-наставников при проектном обучении.
Когда целью работы проектной группы является решение практических задач под кураторством действующих сотрудников предприятия-заказчика. Куратор ставит задачу группе - не учебную, придуманную где-то на кафедре, а реально необходимую предприятию. В итоге предприятие получает оригинальную разработку, студенты - заслуженный зачет, университет - полезное взаимодействие в рамках проекта.
Очень успешны могут быть форматы, когда на уровне магистратуры вуз продумывает вместе с будущим работодателем возможную карьерную траекторию перспективного студента, предлагает ему варианты развития карьеры, включая систему практик и стажировок и варианты трудоустройства. Создавая на своей базе коммуникационную площадку, к которой подключаются и реальный сектор, и административные органы, опорный вуз может инициировать создание эффективных советов, посвященных развитию и преобразованию городской среды, синхронизируя свои учебные планы с жизнью.
Александра Сергеева, студентка четвертого курса Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета стала стипендианткой правительства Карелии.
Девушка в совершенстве знает английский, немецкий и французский. В будущем мечтает готовить экскурсионные программы для приезжающих в Карелию туристов из других стран. Хотя подготовка к занятиям занимает много времени, Александра занимается и общественной деятельностью. Она состоит в студенческом донорском движении, руководит студенческим активом молодежного театра "БЭСТ", возглавляет детскую театральную студию и вечерами ведет занятия по английскому языку в Молодежном центре Петрозаводска.
После окончания вуза Александра намерена работать в Карелии. Уже сейчас она проводит экскурсии для иностранных туристов в заповеднике Кижи. Считает: для того чтобы рассказ получился интересным, нужно не просто знать иностранный язык в совершенстве, но и историю и культуру его страны. И у нее это хорошо получается.