Во многих из них не хватает серьезной научной базы, которая позволяла бы грамотно анализировать и мониторировать текущую ситуацию, выполнять функции аналитического центра при принятии значимых для региона решений. Эту функцию проект "Опорные вузы России" также включил в базовые задачи вновь созданных университетов, и они стремятся ее решить, внедряя проектное планирование, выбирая конкретные прикладные темы для научных исследований и студенческих разработок.
Во Владимирском государственном университете в сентябре этого года началось создание объединенного регионального центра инженерных компетенций и наукоемких технологий. Цель новой площадки - внедрить инновационные технологии в процесс подготовки инженерных кадров. Это должно помочь владимирским предприятиям добиться технологического лидерства.
- Проект предусматривает комплексное решение актуальных инженерно-технических задач промышленных предприятий области и близлежащих регионов, в том числе региональных центров импортозамещения, - рассказал "РГ" начальник управления научно-исследовательской деятельности ВлГУ Илья Паньшин. - В последние годы многие предприятия потеряли технологическое преимущество. Из-за нехватки компетенций теряются заказчики. Мы предложили создать объединенный центр: в нем и конструкторское бюро, и центр разработок, востребованных различными предприятиями. Мы приглашаем их сотрудников и создаем им все условия для работы - так им будет проще создавать новые виды продукции и выходить на рынок".
В центре создается пять площадок, посвященных микроэлектронике, робототехнике и мехатронике, поддержке строительной индустрии, производству новых материалов.
Создается новое литейное производство, поддерживается и внедряется новое программное обеспечение. А также внедряются аддитивные технологии, новые идеи проектирования и конструирования.
В Ульяновском государственном университете создали инновационный многофункциональный научно-образовательный центр реабилитации. В задачи центра входит проведение исследований в области реабилитологии и апробация новых методов восстановительного лечения. Вуз будет обеспечивать подготовку специалистов с высшим образованием для медицинской, физической, психологической реабилитации, а также вести медицинские исследования и апробацию новых методов восстановительного лечения. Он также должен стать площадкой генерации позитивных медико-социальных инициатив для развития своего региона.
Кроме этого, региональный минздрав поручает опорному университету медицинский аудит по трем важнейшим социальным проблемам: сердечно-сосудистые заболевания, онкология, женская и младенческая смертность.
- В этом году при минздраве области создан экспертный совет ученых-реабилитологов УлГУ. Это позволяет нам совместно с партнерами - Союзом реабилитологов России - предлагать новые организационные решения и технологии оказания реабилитационных услуг населению, - рассказала "РГ" декан медицинского факультета Института медицины, экологии и физической культуры УлГУ Людмила Белова. - Например, медики работают в мультидисциплинарной бригаде, налажена четкая маршрутизация больных с учетом их реабилитационного потенциала, молодыми учеными разработана инновационная методика механотерапии, на которую оформлен патент на изобретение.
Научные сотрудники Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина выступают экспертами целого ряда проектов и программ, которые реализуются в регионе.
- Это проекты по благоустройству территорий, развитию Саратовской агломерации, а также проекты, связанные с транспортным и дорожным строительством, электроэнергетикой, - рассказал ректор вуза Игорь Плеве. - Такое взаимодействие позволяет создавать научно-практическую и экспертно-аналитическую базы для принятия эффективных решений на всех уровнях по развитию региона в целом.
Евгений Кисляков, руководитель проектного офиса по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации:
- Через 15-20 лет повысится спрос на исследователей, инженеров, работников медицины и образования, социальных работников, фитнес-тренеров, менеджеров и работников сферы услуг. Необходимо готовить профессионалов новой формации, владеющих цифровой грамотностью, бизнес-технологиями, социальными навыками (soft skills).
Летом 2017 года была принята программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Одно из ее направлений - "Кадры и образование". Основные вызовы, которые должна решить программа, - это освоение информационных технологий представителями всех без исключения профессий и формирование современной гибкой системы подготовки специалистов. Подход к обучению должен поменяться на всех уровнях. На специальном и высшем профессиональном уровне нужна плотная интеграция с компаниями-лидерами рынка, которые формулируют потребности, определяют набор компетенций, предоставляют возможности для стажировок и т.д.
В регионах проводниками новых тенденций могут стать опорные вузы. Аналитическая поддержка, которую они должны оказывать руководству регионов, поможет перестройке производства и приходу профессионалов, готовых к работе в цифровой экономике.
Алексей Клюев, директор Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, завкафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию:
- Интеллектуальная поддержка процессов регионального развития, - одна из ключевых задач опорного университета. До сих пор аналитические экспертные функции в большей степени были сосредоточены либо в федеральных структурах, либо такой аналитикой занимаются сами региональные власти, что не всегда способствует объективности. Опорный университет способен заполнить эту нишу, обеспечив профессиональный и в то же время независимый, а может, и не всегда комфортный для местной власти, взгляд со стороны. Чтобы исполнить эту миссию, опорные университеты должны нарастить собственные компетенции. Нужен и новый инструментарий. Методы и технологии, которыми исследователи пользовались еще 10 лет назад, также нуждаются в серьезном обновлении. Между опорными вузами идет динамичный обмен информацией, лучшими практиками. В декабре в Белгороде пройдет "круглый стол" по управленческим моделям взаимодействия с региональными стейкхолдерами. Многие университеты для ускоренного формирования нужных компетенций привлекают людей и специалистов из других вузов и даже других регионов. Безусловно, это помогает быть в тренде и успевать за происходящими изменениями.
Александр Копылов, четверокурсник Саратовского государственного технического университета одновременно с учебой работает техником-технологом на электроприборостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе.
Сначала он проходил на заводе практику, а с августа этого года по программе дуального образования стал полноправным сотрудником предприятия. В его обязанности входит написание программ для станков с числовым программным управлением. Завод производит приборы, в том числе и для авиационной промышленности, поэтому эти расчеты требуют высокой точности. Совмещать учебу и работу, конечно, непросто. Каждый день с утра он на лекциях и семинарах, а после обеда - на заводе. Силы он черпает в философском парадоксе: "Если жить легко, то жить будет сложно". И он многое успевает: занимается вокалом, играет в студенческом театре, да еще и бегает марафонские дистанции. У Александра в жизни уже сейчас все распланировано, ближайшие пять лет он собирается посвятить совершенствованию в избранной профессии на производстве. А потом, возможно, начнет и собственный бизнес.