В феврале 2017 года был объявлен старт второго этапа конкурса, на который поступило 86 заявок, и в апреле этот статус получили еще 22 региональных университета. Сегодня их 33. По идее разработчиков проекта, поддержка региональных вузов, их кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов должно было усилить университеты, позволить им привлекать одаренных студентов, готовить необходимое региональным предприятиям и экономике в целом число специалистов, причем востребованного качества. При этом они должны были сократить неэффективные траты, за счет чего повысить зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства направить на свое развитие.
Перед ними были поставлены четкие и конкретные задачи. Нередко в регионах складывается ситуация, когда лучшие выпускники школ уезжают учиться в престижные вузы больших городов, а потом и остаются там работать, тем самым сокращая человеческий капитал своей малой родины. Поэтому первой задачей для вузов было - стать центрами притяжения талантов и генерации лидеров изменений, формировать новую региональную элиту, начиная с работы со школьниками и населением.
Вторая задача - трансформироваться в региональные аналитические и научно-инновационные центры, которые помогали бы властям региона мониторить и анализировать процессы, происходящие в их экономике, внедряли инновации в реальное производство. И третье - стать инициаторами и активными участниками позитивных изменений в городской и региональной среде в целом.
Всем участникам проекта предстояло модернизировать свою образовательную деятельность, систему управления университетом, материально-техническую базу и социально-культурную инфраструктуру. Но не замыкаться на своих внутренних задачах, а активно влиять на развитие местных сообществ, культуру, общую атмосферу в своих городах и регионах.
Время показало, что большинство опорных университетов с этими задачами справляются успешно - растет их авторитет и в глазах региональных властей, и у населения. Молодежь все чаще выбирает "свои" университеты, не стремясь непременно уехать учиться в столичные города. В опорных вузах появляются новые интересные проекты - как исследовательские, так и прикладные, обновлены формы и методы обучения, активизировалась внеаудиторная деятельность, связи с производствами и местными сообществами.
- Абитуриенты и родители сознательно выбирают обучение именно в опорных университетах, потому что там есть возможности для занятия наукой, для дальнейшего карьерного роста и хорошая возможность для трудоустройства, - заявил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев.
Сегодня мы подробно расскажем о том, как живут опорные университеты, чем гордятся их студенты и преподаватели, как оценивают их руководители регионов и население.
Финансирование проекта "опорные университеты"
2016 год: факт - 1,2 миллиарда рублей субсидии и 1,2 миллиарда рублей софинансирования
2017 год: план - 1,9 миллиарда рублей субсидии и 3,6 миллиарда рублей софинанисирования
Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров:
- Процесс образования опорных университетов был непростым, возникало много организационных вопросов, но сегодня уже можно говорить, что вузы с этим справились. Никаких потерь нет, зато есть немало приобретений, например - появились новые направления подготовки и исследований, которые задали совершенно новые области развития.
Самой сложной задачей было "перекодировать" наши университеты на то, что в рамках проекта в своих стратегических инициативах они должны ориентироваться не столько на собственное развитие, сколько на то, что они сделают вместе с регионом и в интересах его развития. Примеры такого эффективного взаимодействия есть. В ряде регионов губернаторы взяли реализацию программы развития опорного вуза под личный контроль, во многих созданы органы управления - координационные и попечительские советы с участием профильных региональных министров, ключевых работодателей. Есть примеры тесного совмещения задач социально-экономического развития территорий и программы развития вуза.
Учитывая особенности и многообразие наших регионов, единой "идеальной" модели опорного вуза нет: что работает в городах-миллионниках (их в проекте всего 9), то не работает в городах с населением менее 200 тысяч человек и с большим количеством муниципальных образований или сельских поселений. В таких регионах вуз может выступать посредником между региональной властью и муниципальными образованиями через совместные проектные офисы, применение информационных технологий, привлечение волонтеров. И тем самым играть важнейшую роль не только в городе своего расположения, но и в развитии всего региона.
Еще один важный вектор взаимодействия опорного вуза и региона - создание новой комфортной, современной и креативной среды, в которой интересно жить, учиться и работать. Такое взаимодействие включает как технологические инновации, облегчающие жизнь людей, - например, "умный город", так и инновации в культуре, новые форматы использования и оформления общественных пространств и т.д. В опорных вузах для этого есть огромный интеллектуальный потенциал. И его надо использовать на благо людей.
Владимир Княгинин, председатель правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", вице-президент фонда "ЦСР":
- Сегодня в России, как и во всем мире, вузы все чаще становятся центрами инноваций и развития на своих территориях. Будучи частью региональных инновационных экосистем, они решают важнейшие задачи: концентрируют вокруг себя лучшие кадры, перспективные исследования и разработки; быстро и точно реагируют на вызовы времени, используя сложные и отзывчивые к запросам реального сектора форматы обучения.
Статус опорного университета - это не просто признание прежних заслуг вуза, как бы велики они не были. Претендовать на участие в этом амбициозном проекте могли лишь вузы, представившие прорывные проекты по таким направлениям, как подготовка кадров, исследования и разработки, инициативы в области социального развития и предпринимательства. Важно, чтобы эти проекты были поддержаны как работодателями, так и региональными властями. Именно модель "тройной спирали" - власть, бизнес и университет - способна ответить на вызовы 21 века, обеспечить мощное инновационное и технологическое развитие российских регионов.