11.12.2017 07:27
    Поделиться

    За два года проект "Опорные вузы России" добился хороших темпов развития

    Проект "Опорные вузы России" стал продолжением инициатив по развитию высшей школы. Первые опорные университеты появились в начале 2016 года после того, как экспертный совет при Минобрнауки России в результате открытого публичного конкурса одобрил 11 заявок из 15, поданных на соискание нового статуса. Это давало им возможность получить государственные субсидии для своего развития из федерального бюджета. На период до 2020 года они получили государственное обеспечение в объеме 100-150 миллионов рублей в год - при условии софинансирования в размере не менее 20 процентов от объема субсидии.

    В феврале 2017 года был объявлен старт второго этапа конкурса, на который поступило 86 заявок, и в апреле этот статус получили еще 22 региональных университета. Сегодня их 33. По идее разработчиков проекта, поддержка региональных вузов, их кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов должно было усилить университеты, позволить им привлекать одаренных студентов, готовить необходимое региональным предприятиям и экономике в целом число специалистов, причем востребованного качества. При этом они должны были сократить неэффективные траты, за счет чего повысить зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства направить на свое развитие.

    Перед ними были поставлены четкие и конкретные задачи. Нередко в регионах складывается ситуация, когда лучшие выпускники школ уезжают учиться в престижные вузы больших городов, а потом и остаются там работать, тем самым сокращая человеческий капитал своей малой родины. Поэтому первой задачей для вузов было - стать центрами притяжения талантов и генерации лидеров изменений, формировать новую региональную элиту, начиная с работы со школьниками и населением.

    Вторая задача - трансформироваться в региональные аналитические и научно-инновационные центры, которые помогали бы властям региона мониторить и анализировать процессы, происходящие в их экономике, внедряли инновации в реальное производство. И третье - стать инициаторами и активными участниками позитивных изменений в городской и региональной среде в целом.

    Всем участникам проекта предстояло модернизировать свою образовательную деятельность, систему управления университетом, материально-техническую базу и социально-культурную инфраструктуру. Но не замыкаться на своих внутренних задачах, а активно влиять на развитие местных сообществ, культуру, общую атмосферу в своих городах и регионах.

    Время показало, что большинство опорных университетов с этими задачами справляются успешно - растет их авторитет и в глазах региональных властей, и у населения. Молодежь все чаще выбирает "свои" университеты, не стремясь непременно уехать учиться в столичные города. В опорных вузах появляются новые интересные проекты - как исследовательские, так и прикладные, обновлены формы и методы обучения, активизировалась внеаудиторная деятельность, связи с производствами и местными сообществами.

    - Абитуриенты и родители сознательно выбирают обучение именно в опорных университетах, потому что там есть возможности для занятия наукой, для дальнейшего карьерного роста и хорошая возможность для трудоустройства, - заявил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев.

    Сегодня мы подробно расскажем о том, как живут опорные университеты, чем гордятся их студенты и преподаватели, как оценивают их руководители регионов и население.

    Финансирование проекта "опорные университеты"

    2016 год: факт - 1,2 миллиарда рублей субсидии и 1,2 миллиарда рублей софинансирования

    2017 год: план - 1,9 миллиарда рублей субсидии и 3,6 миллиарда рублей софинанисирования

    Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров:

    - Процесс образования опорных университетов был непростым, возникало много организационных вопросов, но сегодня уже можно говорить, что вузы с этим справились. Никаких потерь нет, зато есть немало приобретений, например - появились новые направления подготовки и исследований, которые задали совершенно новые области развития.

    Самой сложной задачей было "перекодировать" наши университеты на то, что в рамках проекта в своих стратегических инициативах они должны ориентироваться не столько на собственное развитие, сколько на то, что они сделают вместе с регионом и в интересах его развития. Примеры такого эффективного взаимодействия есть. В ряде регионов губернаторы взяли реализацию программы развития опорного вуза под личный контроль, во многих созданы органы управления - координационные и попечительские советы с участием профильных региональных министров, ключевых работодателей. Есть примеры тесного совмещения задач социально-экономического развития территорий и программы развития вуза.

    Учитывая особенности и многообразие наших регионов, единой "идеальной" модели опорного вуза нет: что работает в городах-миллионниках (их в проекте всего 9), то не работает в городах с населением менее 200 тысяч человек и с большим количеством муниципальных образований или сельских поселений. В таких регионах вуз может выступать посредником между региональной властью и муниципальными образованиями через совместные проектные офисы, применение информационных технологий, привлечение волонтеров. И тем самым играть важнейшую роль не только в городе своего расположения, но и в развитии всего региона.

    Еще один важный вектор взаимодействия опорного вуза и региона - создание новой комфортной, современной и креативной среды, в которой интересно жить, учиться и работать. Такое взаимодействие включает как технологические инновации, облегчающие жизнь людей, - например, "умный город", так и инновации в культуре, новые форматы использования и оформления общественных пространств и т.д. В опорных вузах для этого есть огромный интеллектуальный потенциал. И его надо использовать на благо людей.

    Владимир Княгинин, председатель правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", вице-президент фонда "ЦСР":

    - Сегодня в России, как и во всем мире, вузы все чаще становятся центрами инноваций и развития на своих территориях. Будучи частью региональных инновационных экосистем, они решают важнейшие задачи: концентрируют вокруг себя лучшие кадры, перспективные исследования и разработки; быстро и точно реагируют на вызовы времени, используя сложные и отзывчивые к запросам реального сектора форматы обучения.

    Статус опорного университета - это не просто признание прежних заслуг вуза, как бы велики они не были. Претендовать на участие в этом амбициозном проекте могли лишь вузы, представившие прорывные проекты по таким направлениям, как подготовка кадров, исследования и разработки, инициативы в области социального развития и предпринимательства. Важно, чтобы эти проекты были поддержаны как работодателями, так и региональными властями. Именно модель "тройной спирали" - власть, бизнес и университет - способна ответить на вызовы 21 века, обеспечить мощное инновационное и технологическое развитие российских регионов.

    Поделиться