Сразу три крупных банка АО "Газпромбанк", ПАО "Промсвязьбанк" и ПАО "МТС-Банк" обратились в полицию. Как выяснило следствие, владелец ООО "Сетьстройсервис" Андрей Денисюк якобы получил кредиты у этих банков на общую сумму 1 млрд рублей на строительство "Мтквари ГЭС" в Грузии. ГЭС все-таки построили. Но не Денисюк, а американцы с чехами. Контракт так и не был подписан. Ну а денежки - тю-тю.
Чтобы проследить путешествие миллиарда, не надо быть академиком. "Сетьстройсервис" с 90-х был лидером на специфическом рынке энергостроительства.
Он осуществил такие значимые проекты, как демонтаж и реконструкция высоковольтных ЛЭП от Калининской АЭС, Богучанской ГЭС, реконструкция столичных электроподстанций федерального значения, в том числе "Чагино". Помните знаменитый московский "блэкаут"?
Но бессменный хозяин фирмы Александр Мураткин недолго оставался бессменным. В 2013-м он продал контрольный пакет Андрею Денисюку. Было объявлено, что в связи с пошатнувшимся здоровьем. Со временем Денисюк выкупил все акции у Мураткина и стал полноправным хозяином. Вместе с клиентами ему перешли и кредитные линии в указанных банках. У фирмы была безупречная репутация, и банкиры без сомнений давали деньги. Была...
Дела в последние три года пошатнулись. Новый хозяин, казалось, этого не замечал. И тут появился заманчивый проект - строительство "Мктвари ГЭС" в Грузии. Это была голубая мечта самого Саакашвили, поэтому партнеры шли на любые уступки. Обсуждалось, что после строительства ГЭС "Мтквари ГЭС" будет куплена "Сетьстройсервисом". А это курочка, несущая золотые яйца.
Электроэнергию будет покупать Турция по 10 центов за киловатт. Это очень выгодно! И тут на сцену выходит второй подсудимый - заслуженный работник ЕЭС, один из известнейших энергостроителей, 63-летний Александр Рябикин. Его руками и под его руководством строились флагманы отечественной энергетики - Богучанская ГЭС, Рязанская МГДЭС, Зеленчукская ГЭС, Загорская ГАЭС-2 и другие объекты. Он возглавлял фирму-подрядчик "ГЭТИ", которой было поручено заняться "грузинским" контрактом.
"ГЭТИ" была годом ранее учреждена рядом серьезных и авторитетных энергостроителей, руками которых построены самые уникальные в стране объекты энергетики. Александр Васильевич еще при старом собственнике Мураткине многократно выезжал в Грузию и вел вполне успешные переговоры. После заключения дилерского соглашения с ОАО "Тяжмаш" на счет ГЭТИ поступили оборотные средства "Сетьстройсервиса" в размере 1 млрд рублей для изготовления основного оборудования.
По времени это совпало с приходом нового собственника. Практически сразу после этого события Денисюк принял решение передать этот заказ другому исполнителю - ООО "Нефтепромэкология", где он был на 100% собственником. Заказ был переоформлен на другого исполнителя, и предоплата была перечислена в "Нефтепромэкологию".
Работа по "Мтквари ГЭС" давно кипела, объект был обследован, была актуализирована проектная документация с привлечением проектировщиков из Хорватии, проведены переговоры с Экспортным страховым агентством России и ВТБ. Уже была достигнута договоренность с "Тяжмашем" на поставку турбин в Грузию, передана туда техдокументация.
- Я ведь тогда еще работал на должности замдиректора в "Сетьстройсервисе", - рассказывает Александр Рябикин. - Не мог ослушаться начальство. Нас приучили к дисциплине. Не хотите - не надо. Я перевел деньги на счет "Нефтепромэкологии". Оставил в своей фирме лишь 2 миллиона, в счет понесенных затрат на "Мтквари ГЭС". Но тут я почуял неладное. Переговоры по ГЭС на грани срыва, а затраты по предприятиям холдинга растут, начались задержки по зарплате, неплатежи субподрядчикам. И тут я совершил самую большую ошибку: пошел по банкам и стал бить тревогу. Дескать, подключайтесь к ситуации. Разберитесь с финансами "Сетьстройсервиса", у предприятия колоссальные активы, а его банкротство будет ударом по отрасли в целом. Этого мне не простили...
Но самое удивительное, что кредиты якобы брались под "Мтквари ГЭС", которую сейчас строят американцы с чехами. А потом Денисюк, как следует из материалов дела, перевел деньги на свой счет, так как якобы фирма элементарно задолжала ему. Одним словом, деньги загадочным образом испарились. Во всяком случае, среди вещдоков их нет.
Сам Денисюк был под домашним арестом. Рябикин под подпиской о невыезде. Поэтому мы и смогли с ним встретиться в одном из московских кафе.
- С моей "ГЭТИ" сотрудничали такие известные специалисты, легенды энергетики, как Севенард, Юркень, Бусыгин, Редреев, Дячук... - продолжает рассказ Рябикин. - Мы бились за "Мтквари ГЭС" как витязь в тигровой шкуре. Но когда из Тбилиси приехал к Денисюку партнер для передачи объекта, то оказалось, что денег нет. Грузинские товарищи впали в шок. Договоренность-то была такова, что мы на российские кредиты строим, потом выкупаем. С прибыли гасим кредиты. У меня такое чувство, что Денисюк сознательно вел фирму к банкротству. Что с ней в конце концов и произошло. Но я-то здесь при чем? Деньги все до копеечки я перевел. Да еще сам остался должен подрядчикам.
Александр Васильевич пережил инсульт. Пожилой человек с усталым взглядом. Воспитал, обучил и вырастил троих детей, еще трое малолетние. Весь в долгах, так как полтора года не может получить зарплату от "Сетьстройсервиса". Следствие считает, что он вступил в сговор с Денисюком. Какой сговор? Чтобы дело было громким, нужна массовость.
От этого зависят звания, премии, награды... А бывает и так: молодой мошенник выходит на свободу, а пожилой трудяга, который всю свою жизнь отдал стране и делу, отправляется на нары. Эта грустная история словно учит: не ищи правды, только шишки набьешь. Ведь за целых два года банки так и не озаботились судьбой своих денег. Неужели и впрямь, если бы не рябикинские поиски правды, то миллиард "списался" бы? В эту схему вполне укладывается банкротство должника. А ведь к этому все и шло...
- В действиях Рябикина А.В. отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей 159 ч. 4 УК РФ. В Уголовном кодексе имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования и невозвращение взятых без признаков хищения кредитов, - это статьи: 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 176 (незаконное получение кредита), которые более соответствуют реальным событиям, имеющим место в фабуле предъявленных обвинений. Но, похоже, следствию нужны громкие дела и более тяжкие статьи, - говорит адвокат Дмитрий Пигальков. - Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях и просчетах при проведении предварительного расследования, которые могут привести к нарушению законных прав и интересов подзащитного Рябикина и привлечению к ответственности невиновного.
Если денег не найти, остается надежда найти правду.