Эти и другие выводы сделала Счетная палата по итогам опросов и проверки администрирования имущественных налогов в 2014-2015 годах. По результатам инспекции ведомство направило пять блоков предложений общего характера, как повысить собираемость имущественных налогов в стране. Эти предложения переданы в правительство, Федеральную налоговую службу (ФНС), Росреестр, а также в Совет Федерации и Госдуму.
В пресс-службе ФНС "РГ" заявили, что проработают документ с минфином, минэкономразвития, минтрансом и Росреестром. Последний не смог предоставить "РГ" оперативный комментарий.
Первый блок касается кадастрового учета недвижимости и регистрации права собственности на него. С 1 января этого года вступил в силу закон, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости, куда вошли сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и реестре прав, и единой учетно-регистрационной системы. Но это не помогло устранить несколько недочетов.
Так, до сих пор в законе не прописан срок, в течение которого физлицо, покупающее, наследующее или получившее через договор дарения недвижимость, обязано зарегистрировать право на владение. Сейчас для удобства граждан это можно сделать в офисах Росреестра и Кадастровой палаты, в МФЦ, через почтовое отправление и даже выездной прием. Аудиторы подчеркивают, что без точных сроков база данных Росреестра по факту оказывается неполной на момент, когда налоговым органам пора начислять имущественный налог.
Его нельзя начислить и на недвижимость, право на которую возникло у собственника до 31 января 1998 года и в отношении которой не проводили кадастровый учет. Кроме того, в законодательстве не прописаны четкие определения таких терминов, как "гараж", "сарай", "индивидуальный жилой дом" и прочие, чем злоупотребляют владельцы при постановке объектов на учет.
Среди предложений Счетной палаты - установление срока, в течение которого владелец недвижимости обязан пройти регистрацию прав; обязательный кадастровый учет объектов, права на которые возникли до 31 января 1998 года; закрепление определений всех терминов и ускорение проведения кадастровых работ для уточнения границ земельных участков.
Второй блок касается возможности напрямую зачислять переплату по федеральным налогам в счет региональных и местных, чего сейчас сделать нельзя. Аудиторы предлагают дать налоговикам такую возможность.
Третий блок - о налогообложении лодок. Из-за разночтений в Налоговом кодексе и Кодексе внутреннего водного транспорта из-под надзора выпадают лодки с двигателем мощностью от пяти до 10,88 лошадиной силы. Счетная палата предлагает унифицировать статьи кодексов, ввести регистрацию таких лодок, а также беспилотников массой до 30 килограммов (квадрокоптеры) и пилотируемых сверхлегких самолетов до 115 килограммов. Контролировать исполнение этого предписания будет весьма проблематично, указывает юрист Александр Хуруджи. Это может создать большие неудобства владельцам, а прирост собираемости налогов будет незначительный, уверен он.
Четвертый блок предложений касается налогообложения техники крестьянских (фермерских) хозяйств. Сейчас им дают льготу по транспортному налогу, но отсутствуют ограничения по количеству, мощности и виду использования автомобилей, на которые эта льгота распространяется. Это приводит к тому, что на одного фермера оформляют до восьми автомобилей с мощностью двигателей более 250 лошадиных сил. Аудиторы считают, что нужно исключить предоставление льготы, если автомобиль входит в перечень минпромторга со средней стоимостью от трех миллионов рублей.
Наконец, пятый блок - это предложение увеличить минимальный срок направления налогового уведомления с 30 дней до 90. Это необходимо, чтобы физлица, у которых нет возможности за месяц найти средства для уплаты налога, получили небольшую отсрочку.
Меры, принятые в совокупности, смогут повысить процент уплачиваемых налогов в местные бюджеты, однако надо понимать, что отмена тех же льгот вряд ли удовлетворит интересы налогоплательщиков, законно использующих такой способ оптимизации, указывает адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев. По его мнению, для повышения собираемости налогов нужно улучшать не только законодательство, но и работу самих налоговых органов.