Новости

12.12.2017 17:00
Рубрика: Экономика

Денег не занимать

Почему регионы Северо-Запада не могут умерить кредитные аппетиты
Субъекты Северо-Западного федерального округа продолжают копить долги, несмотря на обязательства по сдерживанию роста государственных заимствований. В каких-то случаях речь идет о получении дешевых бюджетных кредитов, в других - чиновники берут дорогие займы в коммерческих банках. Федеральный центр даже пригрозил властям регионов, которые наращивают долги и при этом не собираются принимать участие в программе по их реструктуризации, возможными политическими и кадровыми последствиями.
 Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости В 2018 году часть налоговых льгот фермерам Новгородчины отменят. Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости
В 2018 году часть налоговых льгот фермерам Новгородчины отменят. Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Бюджет в дефиците

Чаще всего субъекты РФ залезают в госдолги из-за "дыр" в региональных бюджетах. Так, департамент финансов Новгородской области объявил на днях аукцион на привлечение займа с лимитом в полтора миллиарда рублей.

Деньги необходимы, чтобы покрыть дефицит областной казны и погасить долговые обязательства региона.

- По нашим оценкам, к началу 2018 года государственный долг Новгородской области увеличится на 1,8-2 миллиарда рублей по сравнению с началом 2017 года и превысит 17 миллиардов рублей. Соотношение долга и собственных доходов бюджета составит 83 процента. Частично дефицит казны удастся покрыть за счет бюджетного кредита, за которым регион обратился в федеральный минфин. Остальную сумму составят коммерческие заимствования, - отмечает председатель новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев", кандидат экономических наук Анна Черепанова.

По ее мнению, "дыра" в областной казне образовалась по двум причинам. С одной стороны, чиновники, стремясь принять бездефицитный бюджет на текущий год, переоценили региональные доходы. С другой стороны, главный финансовый документ был сверстан с учетом необоснованных, на взгляд эксперта, расходов и налоговых льгот.

- К примеру, в прошлом году власти приняли решение о предоставлении налоговых льгот крупному бизнесу, причем их получили не только вновь созданные предприятия, но и действующие инвесторы, - продолжает Анна Черепанова. - В том числе корпорация, чья выручка превышает 50 миллиардов рублей в год. Это предприятие, как мне кажется, вполне могло бы функционировать и без региональных налоговых преференций, из-за которых наш бюджет недополучил несколько сотен миллионов рублей. Дефицит новгородской казны был бы в таком случае менее значительным, а значит, госдолг потребовалось бы наращивать в меньшем объеме. Здесь следует добавить, что часть налоговых льгот в следующем году чиновники все же решили отменить. Секвестр коснется предприятий, зарегистрированных в депрессивных районах Новгородской области, аграриев, потребительских кооперативов и ряда других малых организаций. Однако объем выпадающих доходов, связанных с поддержкой этих субъектов МСП, нельзя назвать существенным. Так, компании, зарегистрированные в депрессивных районах, за несколько лет получили льготы всего лишь на 10-15 миллионов рублей.

Приструнить проценты

Калининградская область привлечет новые коммерческие кредиты в следующем году. Но эти мероприятия были запланированы заранее и, что самое главное, согласованы с минфином РФ. Региону удалось убедить федеральный центр, что дополнительные финансовые вливания создадут дополнительные возможности для реализации отраслевых программ развития.

- Мы обсуждали реструктуризацию с министром финансов РФ Антоном Силуановым, и в результате бюджет области сформировали исходя из долга на уровне 73 процентов, - делится информацией глава Калининградской области Антон Алиханов. - Хотя в соглашениях с минфином РФ были ограничения на уровне 65 процентов, 59 процентов и даже 50 процентов к 2020 году. Мы обозначили перспективу по снижению долга до 2034 года и договорились о тех параметрах, которые позволяют нам плавно пройти ближайшую трехлетку, без резких скачков. Но хочу обратить внимание, что у нас в целом выполняются общие требования минфина России, несмотря на планируемый рост уровня коммерческого долга. А именно - коммерческий долг не должен превышать 50 процентов собственных доходов бюджета. В текущем году он у нас будет ниже 30 процентов.

Программа реструктуризации региональных обязательств по бюджетным кредитам, о которой идет речь, стартует в следующем году. Минфин готов предоставить должникам рассрочку. В 2018 и 2019 годах субъекты РФ смогут возвращать по пять процентов от общей суммы всех бюджетных займов, в 2020 году - 10 процентов, в 2021-2024 годах - по 20 процентов от оставшейся суммы долга ежегодно равными долями.

Региональные власти обязаны поработать над соотношением госдолга и собственных доходов казны без учета безвозмездных поступлений. Самые закредитованные субъекты Федерации, у которых в начале текущего года оно превышало 140 процентов, к 1 января 2019 года должны будут уложиться в 120 процентов, к началу 2020-го - в 100 процентов, а затем год за годом на несколько процентов понижать планку. Регионы, где это соотношение было не столь внушительным, тоже должны сокращать объем займов и наращивать собственные доходы по определенным графикам. Все целевые показатели прописаны в постановлении правительства РФ, которое проходит сейчас антикоррупционную экспертизу.

Казне нужен компромисс

Как считает директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов, решить проблему закредитованности субъектов РФ без ответственных политических решений будет невозможно. И грядущая реструктуризация бюджетных займов говорит о том, что федеральный центр готов искать пути выхода из ситуации вместе с региональными властями.

- Целевые показатели новой программы можно назвать реальными и достижимыми, однако здесь требуется консолидация усилий федерального центра и регионов, - комментирует ситуацию Владимир Климанов. - Федеральные власти во время всего периода реструктуризации не должны лишать субъектов РФ имеющихся источников доходов, как это произошло, к примеру, при реализации так называемого налогового маневра в отношении предприятий нефтегазодобывающего сектора. Кроме того, не следует создавать предпосылки к росту региональных расходных обязательств. Ведь дополнительные социальные расходы, из-за которых многие субъекты РФ в последние годы вынуждены были наращивать заимствования, во многом были обусловлены федеральными инициативами.

Региональные власти в свою очередь должны самостоятельно пересмотреть доходные и расходные статьи казны, уверен директор Института реформирования общественных финансов. Речь не идет о сворачивании программ развития экономики - наоборот, важно использовать все ресурсы, которые в перспективе позволят максимально нарастить доходный потенциал. Но отказ от ряда необязательных или неэффективных социальных и налоговых преференций лишним не будет.

- В некоторых субъектах РФ, к примеру, действуют различные региональные льготы для ветеранов труда регионального значения, - продолжает Владимир Климанов. - На мой взгляд, большой необходимости в этом нет, особенно если речь идет о субъекте РФ, накопившем серьезные долги. Следует, наверное, отказаться и от налоговых льгот для действующих инвесторов, когда поддержка незначительно влияет на самочувствие субъектов бизнеса, но ощутимо бьет по региональной казне. Одно дело, когда мы освобождаем от части налогов начинающих инвесторов, создающих новые рабочие места, и совсем другое - когда преференциями пользуется уже отлаженное производство.

Цифра

120 процентов должно составить соотношение госдолга и собственных доходов казны у регионов РФ к 1 января 2019 года.

В регионах Экономика Казна Бюджеты регионов Экономика Финансы Долги и кредиты Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Новгородская область