Марина Александровна, вы снова вошли в Совет и в президиум Совета при президенте РФ по науке и образованию и возглавили рабочую группу "Подготовка квалифицированных специалистов в интересах социально-экономического развития регионов".
Какие обсуждаются вопросы?
Марина Боровская: В межведомственную группу войдут представители субъектов РФ, вузовского и бизнес-сообщества. Это позволит максимально эффективно решать задачи подготовки кадров, соответствующих потребностям регионов. При этом надо учитывать то, как сегодня выглядит система высшего образования. Федеральные университеты, ставшие точками роста в округах, ориентированы в большей степени на международную конкурентоспособность, они борются за места в мировых рейтингах и включение в глобальные академические сети, участвуют в научных коллаборациях, создают новые ориентиры и стандарты для всей научно-образовательной системы. Перед опорными вузами ставится несколько иная цель, в основном обеспечение региона кадрами . Сегодня в Южном округе четыре опорных вуза, и это не предел. Какую политику они будут проводить для исполнения своей задачи? Это предстоит обсудить на совете.
Необходимо также разъяснить некоторые аспекты двухуровневой системы высшей школы. Для рынка труда требуется уточнение понятия "бакалавриат". Надо учесть профильную специфику подготовки бакалавров и отразить это в дипломах. Есть и другие не менее важные темы, так что работы предстоит немало.
Можно ли масштабировать лучшие практики ЮФУ на другие вузы?
Марина Боровская: Одна из задач федеральных университетов - создать именно такие практики и предложить их образовательному сообществу. Мы стремимся улучшить общепрофессиональную подготовку студентов, расширить их компетенции. ЮФУ разрабатывает собственные образовательные стандарты, которые удовлетворяют требованиям федеральных и развивают их. Важно перестроить языковую подготовку студентов. Иностранному языку надо обучать на примере основных дисциплин, которые осваивает студент, например, химии или физики. В таком случае профессиональное освоение предмета и погружение в контекст международных исследований будет полнее. Другой пример - журналистика. Сейчас студент, выбравший этот профиль, должен владеть любыми гаджетами, работать в соцсетях, знать возможности сетевых ресурсов, понимать, как строится технологии продвижения контента, и многое другое. Освоение информационной среды должно стать обязательным.
Не обойтись при разработке образовательных стандартов и без тщательного анализа рынка труда. ЮФУ активно сотрудничает с индустриальными партнерами. Сегодня идет интенсивная кооперация крупных предприятий и вузов. В ЮФУ первые такие проекты были реализованы с научно-производственным предприятием "Квант" и Азовским оптико-механическим заводом. В рамках этого сотрудничества стояла задача не просто передать технологии, а подстроить под них систему подготовки кадров так, чтобы выпускники получали знания, ориентированные на конкретные производственные процессы.
Сейчас в этом направлении продолжается активное сотрудничество. Например, совсем недавно Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева принял наших студентов в отряд авиастроителей. Бизнес не просто вступает во взаимодействие с вузами, а начинает формировать отраслевые союзы. Более 70 крупных промышленных компаний внедряют технологии, разработанные с участием ученых университета, и берут на работу наших выпускников, в образовательной программе которых были заложены необходимые компетенции. Надо понимать, какие изменения происходят на предприятиях, и своевременно включаться в производственные циклы. Наши партнеры разбирают примерно 40 процентов студентов, когда они обучаются еще на младших курсах, и еще 20 процентов находят рабочие места на старших курсах.
Сложнее выстраивается взаимодействие с малым и средним бизнесом, но сегодня университет готов предложить студентам разных направлений курсы не только иностранному языку и IТ-компетенциям, но и правовой, финансовой и предпринимательской грамотности. Это помогает создавать стартапы, которые в будущем станут крепкими предприятиями. Кроме того, необходимо усилить роль Ассоциации выпускников ЮФУ. В нее могут входить юридические лица, значит, есть возможность объединиться профессиональным сообществам. Они вполне смогли бы сформировать запрос на реформирование вузам системы подготовки. Мы близки к созданию профстандартов и хотим, чтобы в их выработке приняли участие наши партнеры. Кроме того, общение в профессиональной среде идет на благо специалистам любого профиля, и у наших выпускников обязательно должны быть такие площадки для коммуникации.
В Берлине состоялся российско-германский форум, на котором обсуждалось научное сотрудничество в образовании, науке, в области исследований и инноваций. На чем был сделан особый акцент?
Марина Боровская: В течение следующих десяти лет предполагается активизировать российско-германское сотрудничество в области инфраструктуры и формата финансирования, мобильности и продвижения молодых талантов. В рамках этих отношений видится усиление стратегического партнерства между двумя странами, в котором главный акцент будет сделан на развитии международных исследовательских инфраструктур. Зарубежные партнеры заинтересованы в фундаментальной подготовке наших специалистов, которая традиционно является сильной стороной отечественной высшей школы. Сегодня взаимодействие вузов происходит по двум направлениям: развитие кадрового потенциала и формирование коллабораций. Правильно выстроенная коллаборация позволяет повысить загрузку сложнейшего и дорогостоящего научного оборудования с пользой для всех стран-участниц. Так же должно сотрудничать и вузовское сообщество нашей страны. Приведу пример. Несколько лет назад загрузка высокоточного оборудования, которое мы закупили по нацпроекту, составляла 13 процентов. Тогда мы создали центры коллективного пользования и установили новые нормы: 25 процентов для своих студентов, 25 - для студентов по сетевым программам, 25 - за счет привлечения партнеров по научным исследованиям и еще 25 - за счет бизнес-компаний. Через три года норма загрузки оборудования увеличилась до 67 процентов. Сразу вырос и объем научных исследований.
В 2013 году в округе появился консорциум вузов юга России, в задачи которого входит объединение ресурсов, создание сетевых лабораторий и совместная подача заявок на получение грантов. Первый успех пришел в 2015 году, когда ЮФУ совместно с онкоинститутом выиграл крупный грант на создание новых лечебных препаратов. Следующий этап - сетевые программы обучения. Ресурсов много, но они разобщены. Мир стал сетевым, и наше развитие зависит от того, как быстро мы это поймем и встроимся в процесс, зависит наше развитие. На юге три федеральных университета: Южный, Северо-Кавказский и Крымский. Я думаю, нам надо оперативнее выстраивать именно такое взаимодействие.
Как вы определите критерии хорошего образования?
Марина Боровская: Есть три основных критерия. Первый - качество "входа". В этом году в вуз поступили порядка девяти тысяч студентов. Мы определили, что не берем абитуриентов с недостаточным уровнем сдачи ЕГЭ. Наши ребята, усвоившие бакалаврские программы, могут продолжить образование во многих университетах мира. А студенты, окончившие бакалавриат в других вузах, имеют возможность пройти нашу магистратуру. На мой взгляд, это огромный плюс болонской системы.
Второй критерий - степень освоения образовательной программы. Рособрнадзор считает, что 65 процентов остаточных знаний - показатель того, что вуз реализовал свои программы качественно. Но для федеральных университетов это маловато, мы ставим планку в 85 процентов.
И, наконец, третий критерий - трудоустройство выпускников. В этом году мы получим первый выпуск ребят, которые поступили к нам, в соответствии с высокими требованиями к результатам ЕГЭ. Вуз несет ответственность за их трудоустройство, поэтому мы будем наблюдать и анализировать, какую работу они получили. Многое зависит от того, умеет ли молодой специалист представить себя работодателю. Мы создали систему личных кабинетов, куда студент после каждого набора образовательных модулей вносит свои новые компетенции. Окончив университет, он перемещает личный кабинет в Ассоциацию выпускников и продолжает в нем работать. В любой момент он может составить убедительное резюме, перечислив все свои компетенции. Это серьезное подспорье должно стать весомым аргументом при конкурировании на рынке труда.
Университеты-лидеры, будь то российские, американские или европейские, уникальны. У каждого есть своя ниша на рынке образовательных услуг, у каждого - свой неповторимый стиль. Как бы вы определили, в чем самобытность ЮФУ?
Марина Боровская: Южный федеральный университет уже смог заявить о себе как третий в стране вуз по объему магистерской подготовки. Около 40 процентов абитуриентов поступают к нам в магистратуру. По этим программам учатся представители 52 регионов РФ и 57 других стран. Мы постепенно становимся университетом магистерского типа, и это очень важная тенденция. По сути, ЮФУ - уникальный проект, объединивший несколько вузов с сильными научно-исследовательскими школами. Университетов распределенного типа в мире единицы. Сегодня ЮФУ входит в 600 лучших высших учебных заведений мира, хотя, по всей видимости, не это главное. Эксперты считают, что университетам важно не гнаться за рейтингом, а сохранить и поддержать свой образ. Считаю, что в ЮФУ он вполне сложился.