В кластер "Локальный электротранспорт Крыма" вошли девять предприятий. Его основной задачей является внедрение программы "Электромобилизация Крыма". Один из пунктов предусматривает ограничения на въезд автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в летний сезон на территорию курортных городов. Предлагается поставить улавливающие парковки перед городами и забирать людей электробусами. Но для этого сначала их нужно закупить или собрать. Первые успешные попытки уже есть.
"Папа" крымских "е-мобилей" Михаил Демурия по образованию радиотехник и журналист-оператор. Он признается, что с детства интересовался автомобилями, сначала с двигателями внутреннего сгорания, а потом - с электроприводом.
- Крым идеально создан для того, чтобы развивать здесь электротранспорт. Он поможет разгрузить курорты от иногородних машин, так как туристы смогут брать электромобили напрокат, и в целом улучшит экологическую ситуацию, - говорит Михаил Демурия.
В 2011 году Демурия стал представителем компании, специализирующейся на сборке, продаже и обслуживании электромобилей импортного производства. Китайские машины с электроприводом пользовались спросом, но клиенты были недовольны сроком доставки. От момента заказа до его получения могло пройти несколько месяцев.
В 2014 году команда крымского новатора поняла, что полученных знаний хватит для того, чтобы заняться собственным производством электромобилей. Эту задумку удалось воплотить в жизнь благодаря гранту, полученному от минэкономразвития РК.
- Мы зарегистрировали компанию и показали свои наработки. На грант, конечно, не построишь завод и не наладишь производство, ведь это всего 300 тысяч рублей. Но мы купили самое необходимое. Начало было положено. За пять месяцев после подписания договора с нуля мы сделали первый электробус, представили его в конце 2015 года. И вот уже два года заказчик его эксплуатирует и не жалуется, - рассказывает Михаил Демурия.
Скорость крымского "е-мобиля" ограничена электроникой и составляет 25 километров в час, дальность пробега без подзарядки - до 100 километров, время полного заряда - шесть часов, вес - 980 килограммов. Подвеска электробуса - жигулевская, да и 90 процентов всех запчастей - российского производства. Например, металл для рам - от уральских металлургов, смола и стекломат для корпусов и элементов кузова - из Ярославля, подвеска, тормозная система, электропроводка, трансмиссия и рулевое управление - из Тольятти, силовой электродвигатель - из Воронежа.
В 2017 году в Крыму начали мелкосерийное опытное производство электробусов, благодаря чему свет увидели 10 машин. Их покупают местные санатории и пансионаты. Крымские автобусы с электроприводом возят посетителей и в Ставропольском крае по Кисловодскому национальному парку.
Сейчас в ассортименте предприятия - электробус, электрогрузовик и электрокатамаран. На электрогрузовик уже получена декларация соответствия Таможенного союза, его занесли в реестр Минпромторга РФ. Предприниматели надеются, что он станет лидером продаж. Его можно использовать для доставки грузов (продуктов питания, воды) по городу, а также в качестве коммунального транспорта - для уборки улиц городов и парков.
По словам изобретателей, предприниматели и коммунальщики сразу почувствуют существенную экономию в эксплуатационных расходах, ведь "заправка полного бака" на 100 километров пробега обойдется всего в 30 рублей, а при прохождении планового техосмотра не придется менять ремни, фильтры, масло в моторе, так как их попросту нет в электромобиле.
- Один из наших грузовиков уже купили, его роботизируют в Севастополе. Он будет ездить без водителя по закрытой территории, - рассказывает Михаил Демурия. - В 2018-м планируем установить на него пылесос со щетками для уборки улиц. И возможно, уже в 2020 году коммунальные электрогрузовики будут убирать крымские дороги.
Есть спрос и на электрокатамараны, в основном их приобретают прокатные организации и частные лица.В следующем году предприятие планирует активнее продавать электромобили по всей России, уже начали заключать договоры с официальными дилерами на материке.
Помимо этого, предприниматели выступили с инициативой создать на полуострове сеть электрозарядных станций.
- Мы занимаемся производством коммерческого транспорта, он в основном ездит по закрытым территориям, и проблем с его зарядкой не возникает. Но, если грузовик будет ездить по городу, без электрозарядных станций не обойтись, - говорит Михаил Демурия. - Пока не будет решен этот вопрос, электротранспорт в Крыму не сможет развиваться.
Как у соседей
В сентябре в Краснодаре открылась первая быстрая электрозаправочная станция в рамках инвестпроекта, реализуемого кубанским ООО "Электо" и государственной корпорацией "Ростех". По проекту в регионе будет создана полноценная инфраструктура для электромобилей. Так, на первом этапе в Краснодаре уже установлено 10 быстрозарядных станций мощностью 50 кВт с разъемами под любой электрокар. На втором этапе появится еще 90 станций на крупных дорожных артериях, что позволит электромобилям заряжать батареи каждые 60 километров.