Обновить правила потребовалось после принятия значительных поправок в законы, регулирующих применение силы персоналом казенных домов.
На стадии обсуждения проект вызвал острые дискуссии. Некоторые эксперты опасались, что сотрудникам тюремного ведомства буквально развяжут руки. На деле же, как отмечают специалисты, контроль стал строже, а силовые вопросы прописаны жестче.
"Данный приказ имеет особенности применительно к уголовно-исполнительной системе и не допускает каких-либо вольностей в его трактовке, - сказал "РГ" правозащитник Александр Хуруджи. - По сравнению с предыдущими нормативными актами в новом приказе более строго определены случаи допустимого применения оружия и расширены запреты на его использование. Также предусмотрена новая обязанность: информировать обо всех случаях применения оружия. Это будет способствовать более строгому контролю за соблюдением положения закона".
Главное правило: внутри колоний носить огнестрельное оружие запрещено. Категорически. За исключением особых случаев, прописанных в законе. Но в таких ситуациях стволы будут в руках особо обученных людей - спецназовцев.
Решение о применении огнестрельного оружия для освобождения заложников или захваченных бунтующими заключенными зданий может принимать только начальник регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний.
В большинстве случаев сотрудник тюремного ведомства должен предупредить, что применит оружие. Классический окрик "стой, стрелять буду" актуален во все времена. Но в экстренных ситуациях, когда промедление смерти подобно, сотрудник вправе открыть огонь без предупреждения. Если чья-то жизнь под угрозой и счет идет на секунды, нельзя тратить время на слова.
После того, как выстрелы прозвучали, необходимо уведомить прокурора. А тот разберется, правомерно или нет граждане начальники открыли стрельбу. Закон четко требует: если заключенный был ранен, необходимо немедленно уведомить прокурора. Это значит, что начальник СИЗО или колонии должен сразу же позвонить в прокуратуру. А затем в течение 24 часов необходимо направить прокурору материалы о применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия.
Еще один запрет: нельзя стрелять при значительном скоплении людей, если могут пострадать посторонние.
Вопросы применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия обсуждались недавно на Международном пенитенциарном форуме "Преступление, наказание, исправление", прошедшем в рязанской академии права и управления ФСИН. Как прозвучало там на одном из "круглых столов", в прошлом году зафиксировано 1954 случая применения сотрудниками ведомства спецсредств и оружия и 1960 случаев применения физической силы.