За разъяснением положений статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обратилась Татьяна Овечкина из Владимирской области. В 1989 году ее мать проживала в Брянской области, которая после взрыва на Чернобыльской АЭС была признана "зоной отселения", и будучи беременной, переехала на Владимирщину. Татьяне с рождения были предоставлены социальные льготы как "ребенку Чернобыля", однако в 2015 году выплаты прекратились. Овечкину исключили из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Камнем преткновения стало одно слово - "эвакуация". Согласно тексту оспоренного закона, подвергшимися воздействию радиации считаются в том числе дети, "которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития". И хотя ранее в статье упоминаются и переселенные в 1986 году и в последующие годы из зон отселения, но суд посчитал, что к еще не рожденным детям эта норма не относится - эвакуация проводилась только в 1986 году.
По мнению Овечкиной, такой буквальный подход к тексту закона является дискриминационным.
Он нарушает ее конституционное право на возмещение вреда здоровью, в то время как Конституция гарантирует равенство перед законом и судом, так как женщины, носившие ребенка на момент катастрофы, и женщины, забеременевшие позже, но проживавшие в зараженной местности, равно пострадали от выброса радиации.
Судьи КС не нашли противоречий в статье закона, однако дали разъяснения о том, как она должна применяться.
- В силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом высокий радиационный риск, которому подвергалась беременная женщина, проживавшая в зоне отселения, в равной степени угрожал и плоду, - указали судьи.
- Этим обусловлено равенство оснований для возмещения вреда и, соответственно, для присвоения статуса пострадавших гражданам из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития, и их матерям, безотносительно к тому, в каком порядке - в порядке эвакуации, переселения или добровольно - они покинули дома.
Дело Татьяны Овечкиной подлежит пересмотру.