На прошлой неделе обе палаты российского парламента запретили вход на свои мероприятия девяти американским медиа, внесенным в реестр иноагентов. Эта мера, равно как и сам закон, позволяющий присваивать иностранным СМИ такой статус, стали ответом на притеснения в США российского телеканала RT и информагентства Sputnik.
"Первый раунд позади", - считает глава комиссии Алексей Пушков. Он отметил, что Россия в отношении СМИ-иноагентов приняла более мягкие меры, чем США к российским изданиям. Никаких ограничений, кроме запрета на доступ в парламент, иноагенты в России не испытывают.
"Мы не заинтересованы в гонке запретов, - заявил Пушков. - В данный момент мы готовы остановиться там, где находимся". В случае если в Вашингтоне решат отменить санкции в отношении RT и Sputnik, "Россия тоже будет готова ответить зеркально", сказал он и добавил, что пока на добрую волю США не рассчитывает.
Более того, по словам сенатора, желающие последовать примеру США есть и в Европе. Недавно в Лондоне британские парламентарии интересовались, что будет, если они пойдут по пути США в плане ограничений для российских медиа, рассказал Пушков. "Кстати, должен сказать, что в Европе есть страны, у которых есть искушение применить ограничительное законодательство к RT. Великобритания - одна из таких стран, не случайно мне задали этот вопрос", - считает Пушков. По его словам, в этом случае в уязвимой позиции окажется радиостанция BBC, которая вещает в России и очевидно имеет иностранное финансирование. Но пока Великобритания не применяет никаких ограничений к российским СМИ, закон об иноагентах ни этого, ни других британских изданий не коснется, подчеркнул он.
По поводу самого закона о СМИ-иноагентах между Пушковым и главой президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаилом Федотовым разгорелась дискуссия. Сенатор поинтересовался, почему СПЧ никак не отреагировал на требования минюста США к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента, но обрушился с критикой на аналогичный российский закон. "Учитывая чрезвычайно острый характер проблемы, возможно, следовало бы выступить с неким суждением по этому поводу совету как таковому", - заявил Пушков.
Заявление СПЧ по российскому закону о СМИ-иноагентах, в котором правозащитники рекомендовали сенаторам отклонить документ, касалось лишь правовой его стороны, ответил Федотов. Он подчеркнул, что в политическом смысле решение было правильное, на действия Вашингтона нужно было ответить. Глава СПЧ считает, что для зеркального ответа достаточно положений ст. 55 закона о СМИ, где прописано право правительства принимать ответные меры, если российские журналисты подвергаются дискриминации за рубежом. Применение этой нормы было бы и зеркальным, и юридически безупречным, отметил Федотов.