13.12.2017 20:44
    Поделиться

    Курганский бизнесмен произвел переворот в тарифах на проезд в автобусе

    Победитель конкурсов молодежных инновационных проектов "УМНИК" и регионального этапа "Молодой предприниматель России" курганец Владимир Петров разработал систему динамического ценообразования для междугородного автобуса. Идея уже успешно опробована на одном из маршрутов.

    Несмотря на то что компании сами определяют стоимость перевозок, на междугородных автобусных рейсах, как правило, действует один фиксированный тариф, зависящий от расстояния: чем длиннее путь, тем дороже проезд. Владимир Петров считает такой подход нерыночным.

    - Суть моего проекта в том, чтобы продавать не просто перевозку из одной точки в другую, а персонифицированный продукт, - поясняет автор. - Все зависит от спроса и потребности пассажира. Одному срочно нужно в командировку, и он готов заплатить больше, тем более что проезд оплачивает фирма. Другой едет по личным делам, старается экономить, ищет, где подешевле. Перевозчику нужны оба, потому что он заинтересован в максимальной загрузке автобуса. Но как сделать, чтобы все остались довольны, а компания не в убытке? Вот здесь и поможет гибкая система тарифов. Сегментируя спрос, мы снижаем потери, а загрузка и выручка растут. Другими словами, чем больше возим, тем больше зарабатываем.

    Идея сегментации рынка и ценовой дискриминации, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по разным ценам, известна давно, напоминает курганский "умник", - об этом писал еще английский экономист Пигу сто лет назад. Такие технологии успешно работают в авиации, нужно просто адаптировать их к наземному транспорту. Существенную роль в формировании тарифа играет глубина продаж: чем раньше купишь, тем дешевле билет. Правда, по тарифам ниже среднего продается только половина мест. Самые дешевые раскупаются заранее, перед отправлением остаются дорогие билеты. На цену также  влияет привычка к комфорту. В самолете, например, есть бизнес-класс. В автобусе - отдельное кресло рядом с водителем с удобной регулируемой спинкой, индивидуальным обдувом, зеркальцем и панорамным обзором. Это место стоит дороже. Словом, богатые платят за бедных, а перевозчик снимает маржу.

    Существенную роль в формировании тарифа играет глубина продаж: самые дешевые билеты раскупаются заранее, а перед отправлением остаются дорогие

    За счет динамических цен, утверждает предприниматель, ему с коллегами удалось без субсидий и существенных инвестиций пустить зафрахтованный микроавтобус по маршруту Курган - аэропорт Рощино. Дело в том, что из курганского аэропорта летает только один рейс в Москву, поэтому многие жители Зауралья отправляются в деловые командировки и путешествия из Тюмени. Чтобы успеть к утренним рейсам, приходится ехать вечерним автобусом, а потом всю ночь сидеть в аэропорту, ведь такси не каждому по карману. Так что маршрут оказался востребованным. Хотя Петров считает, что это неважно: система универсальна, ее можно применять для определения цены в сфере любых услуг, даже в частных детских садах.

    Между тем многие эксперты довольно скептически восприняли проект, на разработку которого предприниматель потратил 500 тысяч рублей гранта. По словам первого заместителя директора областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергея Горбачева, идея неплохая, но пока она больше приспособлена для серого сегмента транспортной отрасли. Уже был неприятный инцидент: женщина забронировала и оплатила билет, а места в автобусе ей не хватило. Она обратилась в Роспотребнадзор, а ведомство - в суд.

    - Госдума собирается наконец принять закон о деятельности так называемых агрегаторов, которые фактически оказывают посреднические услуги - ищут клиентов, принимают заказы, но не обеспечивают качество обслуживания и безопасность пассажиров, - поясняет чиновник. - Теперь они станут полноправными участниками рынка и будут введены в правовое поле.

    Вместе с тем департамент промышленности готов к сотрудничеству с новатором. Систему Петрова, считают специалисты, можно применить не только на автобусных междугородных и межрегиональных рейсах, но и в пригородных железнодорожных перевозках. На субсидирование последних, кстати, региональная казна ежегодно тратит почти сто миллионов рублей.

    мнение

    Виктор Кузнецов, доктор технических наук, профессор УрФУ:

    - Динамическими ценами и гибкими тарифами сейчас никого не удивишь. Все знают, как работает эта схема, например, у мобильных операторов. Изюминка может быть в том, что автор проекта пытается подвести под проект экономическое обоснование. Но эта изюминка нужна только ему как предпринимателю, чтобы больше заработать. Я не вижу здесь явных преимуществ перед другими перевозчиками.

    Алексей Кирпищиков, председатель Союза транспортных организаций Курганской области:

    - Трудно судить, насколько прорывным является почин коллеги. Мы работаем на муниципальных маршрутах в Кургане и тоже применяем дифференцированную систему оплаты. Одна поездка стоит 23 рубля, а если приобрести транспортную карту на сто поездок, то каждая обойдется в 15 рублей. Здесь главное - правильно рассчитать тариф, чтоб не остаться в убытке. А инициативу всегда стоит поддерживать. Не будешь экспериментировать - не узнаешь, что лучше.

    Поделиться