В течение 20 лет на реализацию соглашения энергетики планируют направить более 450 миллионов рублей. В городе-спутнике Екатеринбурга должна быть модернизирована инженерная инфраструктура, налажено качественное снабжение теплом и горячей водой. Со своей стороны муниципалитет обязуется обеспечить инвестору необходимый объем валовой выручки, а правительство области берет на себя обязательства по установлению тарифов на услуги компании, утверждению инвестпрограмм и возмещению недополученных ею доходов.
Согласно законодательству отныне региональные власти обязаны выступать третьей стороной при заключении концессионных соглашений в коммуналке. Эксперты отмечают, что это один из главных механизмов защиты инвесторов.
- В непростых экономических условиях субъект Федерации должен служить концессионеру поддержкой, гарантией открытости и доверия между ним и государством, - поясняет министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
На федеральном уровне созданы и законодательно закреплены и другие меры, например долгосрочное регулирование. Допустим, если правительство региона вдруг надумает скорректировать тарифные параметры, закрепленные в соглашении, решение властей юридически сможет вступить в силу только при условии, что в региональном бюджете предусмотрены средства на компенсацию потерь инвестора.
Эти нормы вступили в силу с начала 2017-го, однако и спустя год на Среднем Урале заключено единственное трехстороннее соглашение. В стадии подготовки еще несколько в небольших городах региона.
До сих пор не подписано и анонсированное еще в прошлом году масштабное соглашение о концессии в Тюмени. Здесь планируется прекратить водозабор из Туры, а водоснабжение города перевести на подземные источники, расположенные в Нижнетавдинском районе. Для этого в ближайшие пять лет потребуется масштабное строительство инженерной инфраструктуры, внедрение инновационных способов водоочистки. Нет больших прорывов и в Югре, хотя в 2015-м, когда стартовал перевод коммунальной сферы на "концессионные рельсы", автономия была в числе передовиков.
- Мы не очень продвинулись в этом отношении, хотя опыт начали нарабатывать первыми, - признает губернатор Наталья Комарова. - Есть психологическая проблема, связанная с большим количеством предложений: не все они обеспечены, поэтому муниципалитеты перестраховываются, а значит, бездействуют.
В то же время во многих муниципалитетах Югры концессионные соглашения в высокой степени проработки, их подписание вот-вот начнется.
Однако факт остается фактом: большинство концессий в ЖКХ заключено до 2017 года. По данным Национального центра государственно-частного партнерства, год назад в УрФО их было 55. Увы, по этому показателю округ занимал в стране третью строчку снизу. Актуальной статистики за текущий год пока нет, но рывка явно не ощущается. Причину эксперты видят в том, что большинство легких и выгодных проектов уже разобрали, а для остальных законодательных "пряников" оказалось мало. Например, сетуют в свердловском минэнерго, в течение многих лет концессионеров так и не удается заманить на сельские территории, где нет качественно проработанных схем тепло- и водоснабжения. К тому же в населенных пунктах с малым объемом потребления по-прежнему не просматриваются сроки окупаемости вложений.