Армаис Альбертович, это легенда или так было: когда в 1992 году ректором МГУ был назначен Виктор Садовничий, то первым своим приказом он воссоздал медицинское образование в стенах МГУ?
Армаис Камалов: Не легенда. Виктор Антонович справедливо считает, что медицина - сугубо университетская наука. И учить медицине, учить врачеванию лучше, а точнее - оптимальнее именно в стенах университета.
Вы сказали врачеванию. Но университет - это прежде всего изучение фундаментальных наук.
Армаис Камалов: А вы считаете, что современным врачом можно быть без знания фундаментальных наук? Весь мир осознал, что современный врач немыслим, извините за тавтологию, без фундаментального знания фундаментальных наук. И не случайно еще 25 лет назад в МГУ был создан факультет фундаментальной медицины.
Но фундаментальную медицину преподают и в обычных медвузах. Факультет в МГУ отличается от них?
Армаис Камалов: Конечно! Скажем, биологию, химию, физику, математику в обычных медицинских вузах преподают специалисты соответствующих кафедр. В МГУ эти же предметы изучают на соответствующих факультетах. И студенты получают качественно иное образование.
Ваше заявление не вызовет гнев обычных медицинских вузов?
Армаис Камалов: На нашем факультете не так много студентов. Выпускники, как правило, очень востребованы ведущими медицинскими центрами именно потому, что они врачи с широким диапазоном современных знаний. А это важно чрезвычайно: наука о жизни, само врачевание меняются стремительно. И нынешний, тем более завтрашний врач просто обязан обладать научным мышлением. Как тут не вспомнить великого российского врача, ученого Матвея Яковлевича Мудрова, который сказал: "Книжное лечение болезней легко, одно - знать, другое - уметь". Мудров был инициатором создания клиники при университете. Тогда-то и был построен на Девичьем поле в Москве клинический городок Московского университета. Этот городок немало поспособствовал тому, что медицинский факультет Московского университета стал в один ряд с лучшими европейскими университетами.
Похоже, в ту пору Московский университет выпускал сплошь медицинских звезд. Вот чьи имена носят лучшие медицинские вузы страны, лучшие клиники? Пирогова, Сеченова, Спасокукоцкого, Герцена... В 2016 году МГУ вошел в золотую Лигу мирового рейтинга по медицинским наукам. А две недели назад - в предметный рейтинг по специальностям "науки о жизни" и "клиническая, преклиническая медицина и здравоохранение". Так объясните мне, почему дипломы российских медиков упорно не признаются за рубежом? Почему наши врачи, если они переезжают в другую страну, не могут заниматься врачеванием без специальной переподготовки?
Армаис Камалов: Очень сложный вопрос. Никак не соглашусь, что российские врачи по своим знаниям, врачебному мастерству уступают зарубежным коллегам. У нас и сегодня есть великие имена. Постоянно участвую в международных медицинских форумах. Да, не всегда среди основных докладчиков - наши соотечественники. Но в большинстве случаев они выступают на равных. Долгое время наше якобы отставание было связано с тем, что новые медицинские технологии приходили к нам с опозданием на пять и более лет. Теперь такого, наконец, нет. Можно говорить, что мы идем в ногу со временем. Тут уместно напомнить, что когда великий Де Беки приезжал в очередной раз в Россию, он встречался с нашим ректором Виктором Антоновичем Садовничим. Они обсуждали будущее медицинского образования. Результатом этого обсуждения стало создание при МГУ первой университетской клиники в стенах классического университета. А декан факультета фундаментальной медицины академик Всеволод Арсеньевич Ткачук немало этому поспособствовал.
Клинике пять лет. Чем она отличается от других университетских? Какие заболевания лучше всего лечить именно в этой клинике?
Армаис Камалов: У нас лечат пациентов те, кто занимает ведущие места в области медицинской науки, кто преподает на наших кафедрах. А врачи клиники непосредственно участвуют в научно-исследовательском процессе. Клиника многопрофильная. Абдоминальная и торакальная хирургия, урология и гинекология, кардиология, в том числе и интервенционная, травматология и ортопедия, нейрохирургия, онкология и реконструктивная хирургия. При клинике поликлиническое отделение, диагностический центр, отделение реабилитации. Грубо говоря, вся помощь "в одном флаконе". Под одной крышей амбулаторно-поликлиническое подразделение, стационар и отделение реабилитации.
Кому выпадает счастливый билет лечиться здесь?
Армаис Камалов: Прежде всего, сотрудникам и студентам МГУ. Но и всем желающим получить помощь в нашей клинике. Независимо от места жительства, прописки. К нам поступают пациенты не только из России, но и из других стран.
Им помощь оказывается на какой основе: платной, бесплатной, страховой?
Армаис Камалов: Для граждан России по полису ОМС, в рамках госгарантий на оказание высокотехнологичной помощи, по ДМС и на платной основе.
Теперь модными стали кластеры - в медицине особенно.
Армаис Камалов: Мы не отстали. Напротив, создание собственной клиники стало завершающим звеном в построении биомедицинского кластера в МГУ. Мы у себя разрабатываем новые технологии, создаем лекарственные препараты на основе клеточных и биомедицинских технологий. А сочетание фундаментальных и прикладных научных исследований позволяет создавать новые медицинские технологии, проводить их клиническую апробацию и внедрять в практику врачевания.