Сегодня доля импорта в потреблении промышленных ЛКМ высока и составляет около 50 процентов. Однако ввод новых мощностей российскими и иностранными предприятиями, активная позиция отечественных производителей, позволяет надеяться, что структура импортных поставок промышленных ЛКМ будет меняться в сторону снижения доли импорта и увеличения объемов производства в России. Полностью уйти от импорта не удастся, да это и не нужно; но доля его в потреблении не должна быть выше 15 процентов.
И движение в этом направлении уже есть. Отечественные производители за последние годы существенно укрепили свои позиции на рынке практически во всех отраслях потребления, а производимые ими материалы конкурируют с импортными аналогами. Например, в декоративном сегменте можно приобрести продукцию, разработанную как отечественными, так и иностранными производителями. При этом в качественных и потребительских характеристиках наша продукция не хуже.
Необходимо только учитывать тот факт, что выпускаемая в России продукция с хорошими потребительскими свойствами не будет значительно дешевле импортных аналогов. Что касается промышленных ЛКМ, то отечественные предприятия разработали и выпускают современные системные покрытия, которых еще недавно не было на рынке. Все разработки успешно применяются на предприятиях, прошли лабораторные и производственные испытания, необходимую сертификацию. Ценовые предложения, как правило, дешевле, чем у импортных аналогов.
Например, "НПК ЯрЛИ" и "Русские краски" разработали покрытия для автобусов, пассажирских вагонов, вагонов метро, сельскохозяйственной и дорожной техники.
Сегодня российские производители выпускают такую продукцию, которую еще недавно можно было приобрести исключительно за рубежом. Например, теперь у нас есть антикоррозионные лакокрасочные покрытия со сроком службы 30 и более лет, инновационные ледостойкие покрытия, которые применяются для защиты шельфовых объектов и объектов, работающих в жестких ледовых условиях, системные лакокрасочные покрытия для окраски кузовов коммерческого транспорта и многие другие современные и даже инновационные продукты. Предприятия находят ниши потребления, которые являются приоритетными, и инвестируют в развитие новых материалов. Сегодня отечественные разработки в некоторых сегментах даже превосходят импортные аналоги, например, для окраски волоконно-оптической продукции, койл-коатинг, долговечных покрытий для пластиков и т.д. Иностранные производители также постепенно переносят в Россию производство современных материалов, разработанные в своих центрах развития. Таким образом, доля российских материалов в потреблении увеличивается.
Потребители все больше и больше доверяют российскому производителю, который сегодня практически не уступает в своем оснащении и разработках иностранным предприятиям. При этом все руководители предприятий имеют стратегии на импортозамещение сырьевых продуктов и использование в рецептурах отечественного сырья при условии его соответствия качеству и цене.
Конечно, в любой отрасли есть свои сложности, есть они и у нас. Главные из них: производство сырья в РФ, подготовка кадров, тарифное регулирование, техническое регулирование (стандартизация) в части отсутствия гармонизации отраслевых стандартов потребителей и производителей ЛКМ, вопросы согласования проекта техрегламента по безопасности ЛКМ.
Очень серьезной проблемой в развитии и конкуренции с иностранными производителями является стоимость сертификации в отраслевых центрах потребителей. Для захода в секторальные рынки (судостроение, авиастроение, мостостроение, нефтегазовый сектор и прочее) требуются заключения, которые стоят миллионы рублей. Здесь нужна поддержка государства. Получение отраслевых сертификатов не должно быть обременительным, процедуру надо удешевить, субсидировать и упростить, поскольку сейчас отечественные лакокрасочные заводы (а это в основном малый и средний бизнес), тратят значительную часть денег на сертификацию и заключения. А ведь их конкуренты на этих рынках - крупные иностранные производственные концерны, холдинги с большими бюджетами.
По оценке Ассоциации "Центрлак", не достаточно эффективно строятся системное и комплексное долгосрочное сотрудничество потребителей и производителей, особенно крупных холдингов и корпораций. Существует различие в потенциалах развития НИОКР, в организации производственного процесса глобальных иностранных концернов, которые открыли производство в России и отечественных производителей ЛКМ, что создает неравные условия для конкуренции. В то же время, руководители отечественных предприятий уверены в производственных возможностях своих предприятий и оптимистично смотрят в будущее.