Плюс ко всему в этом году на улицы городов вышли и еще выйдут 220 новых троллейбусов, тоже почти на 5 процентов выше прошлогоднего. Так что программа импортозамещения в сегменте производства общественного транспорта выполняется неплохо. А теперь посмотрим, как обстоят дела в конкретных мегаполисах.
Столичный общественный транспорт, собравший немало наград на международных конкурсах только в последний год, практически на 95 процентов - российской сборки. Почти все аукционы на поставку подвижного состава выиграли отечественные производители, несмотря на то, что во многих из них участвовали компании с мировыми именами.
Последний пример - конкурс на поставку трамвайных вагонов. "Штадлер" и Тверской вагоностроительный завод шли вровень, но в итоге наш "Витязь-М" взял количеством дверей - их у него сразу шесть. С марта 120-метровые трамваи с низким полом и кондиционером поступают в Бауманское трамвайное депо.
Основа парка автобусов "Мосгортранса" - "ЛиАЗы". Конечно, как рассказывали технари компании, когда в 2010 году начали обновлять подвижной состав, инженеры буквально поселились на заводе, заставляя рабочих снова и снова доводить до ума новую технику. Зато теперь завод штампует очень неплохие автобусы, город закупает их по несколько сот в год. Так же "ЛиАЗ" подал очень серьезную заявку на создание серийного городского электробуса для Москвы - прототип прошел все сертификации и даже полгода возил пассажиров на столичном маршруте. Впрочем, даже если "ЛиАЗ" не победит в конкурсе, который город собирается объявить в конце декабря, в любом случае электробус тоже будет российский - по условиям конкурса он должен быть как минимум собран в нашей стране.
В Екатеринбурге в рамках региональной программы импортозамещения начали модернизировать чешские трамваи "Татра". Эти желто-красные вагончики десятками бегают по столице Среднего Урала, но пассажиров уже давно не радуют: зимой в них темно и холодно, летом жарко, и круглый год отовсюду дует. На заводе "Уралтрансмаш" им дают вторую жизнь: устанавливают энергосберегающие лампы, новые кресла и окна. Теперь даже в проливной дождь вовнутрь не просочится ни капли.
Модель старого трамвайного вагона "Татра-Т3" поставляли из Чехословакии еще в середине прошлого века. До сих пор по улицам российских городов бегает до пяти тысяч таких составов, многие из которых уже отработали - и не по одному разу - свой срок службы. Радикальная модернизация вагонов позволит обойтись без покупки нового, экономия достигает десяти миллионов рублей за каждый. Всего в Екатеринбурге эксплуатируется 320 таких трамваев. Программа их модернизации стартует в 2018 году. По словам замглавы горадминистрации по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрея Корюкова, три-пять чешских машин поступят в опытную эксплуатацию в будущем году.
- Если эксперимент окажется удачным, то можно говорить о программе массовой модернизации вагонов на 2019-2023 годы, - сказал он.
В Новосибирске создано совместное российско-белорусское предприятие по модернизации трамваев "БКМ Сибирь". Как сообщил мэр Анатолий Локоть, три трамвая уже вышли на "службу", четыре вагона в сборке. Всего в ближайшее время планируется выпустить двенадцать трамвайных вагонов. По оценке специалистов, один трамвайный вагон импортного производства обходится в 30 миллионов рублей, российский аналог будет стоить 24-25 миллионов, модернизированный - 18. Экономия в 7-8 миллионов - это стоимость одного автобуса.
"Нам необходимо было менять весь парк, а на это нужны большие средства. Решили пойти по другому пути, изучив успешный опыт модернизации вагонов в Новосибирском метрополитене", - говорит Анатолий Локоть.
Как рассказал гендиректор "БКМ Сибирь" Александр Евдокимов, в Новосибирск из Белоруссии приходят новые кузова с облицовкой и проводами из нового металла, современным силовым оборудованием, с зачехленными сиденьями. Но чтобы вагон поехал, ему нужно поставить силовой привод микропроцессорную технику, а также прочую "механику". Это уже забота сибиряков.
Также новосибирские власти решили поддержать производство электробусов (троллейбусов с удлиненным бесконтактным ходом). Об этом шла речь на недавней встрече врио губернатора области Андрея Травникова с представителями УК "Роснано".
Литий-ионные ячейки и батареи на их основе изготавливает местное предприятие "Лиотех-Инновации".
Самые яркие образцы отечественного противостояния импорту на транспорте уже появляются на дорогах и даже на водных артериях Санкт-Петербурга. Так, например, на главных улицах Северной столицы недавно испытали троллейбус с увеличенным автономным ходом, произведенный в Саратовской области.
Как сообщают в Санкт-Петербургском Центре импортозамещения и локализации, другой удачный пример замены импортного транспорта - электробус "КАМАЗ", который курсирует по Петербургу по маршруту автобуса N9. По данным ГУП "Горэлектротранс", во время испытаний он проехал 90 километров от троллейбусного парка в Петербурге до Кронштадта.
В Петербургском метрополитене в этом году появились инновационные зеленые вагоны с асинхронным тяговым приводом, произведенные Октябрьским электровагоноремонтным заводом ("Трансмашхолдинг"). При движении этого состава снижается потребление энергии.
Постепенное сокращение доли иностранной продукции коснулось и пассажирского водного транспорта. Так, недавно в Питере прошли испытания первого в России пассажирского катамарана проекта 23290 с корпусом из углепластика отечественного производства, что сделало его на 20-30 процентов более прочным при ударе и легче традиционной металлической конструкции на 10-30 процентов. Как сообщают на Средне-Невском судостроительном заводе, со следующего года предприятие может начать серийное производство экатамарана. Планируется, что он может потеснить скоростные "Метеоры" на пассажирских рейсах в Петергоф и даже на заграничных направлениях - в Хельсинки и Таллин.